Искусство Возрождения. Искусство Италии. Искусство Высокого Возрождения. Архитектура.

Общая характеристика архитектуры 16 в. К началу чинквеченто (16 в.) центр художественной жизни Италии начинает перемещаться из Флоренции в Рим. Если в период кваттроченто ведущее положение в развитии архитектуры занимала Флоренция, то теперь оно переходит к Риму. Первые памятники Ренессанса в Риме (они появились лишь во второй половине 15 в.) в своем большинстве связаны с флорентийскими или североитальянскими архитекторами, которые перенесли в Рим достижения и стилевые особенности своей архитектуры.
С начала правления папы Юлия II (1503—1513) начинается «золотой век» искусства Возрождения. Положив в основу своих политических устремлений объединение тогда еще разрозненной Италии в одно мощное сильное государство под властью «римских первосвященников», папа Юлий II, а позже папа Лев X (1513—152-1) считали необходимым поднять свой авторитет путем интенсивного строительства и меценатства. Отсюда проистекали их заботы о политическом и культурном возрождении Рима как столицы Италии.
Монументальность, импозантное величие, навеянное Древним Римом, большой размах построек, доходящий до своей высшей точки в брамантовских проектах Ватикана и собора св. Петра, — отличительные качества Высокого Ренессанса.
Браманте. Донато д'Анджело Браманте (1444—1514) играл в зодчестве Высокого Ренессанса ту же роль, что и Брунеллеско в период Раннего Ренессанса, он определил своим творчеством пути развития архитектуры 16 века.
Первый период деятельности Браманте связан с Миланом (1472—1499). В 1499 году Браманте переезжает в Рим и поступает на службу к папе Александру VI Борджиа.
Римский период деятельности Браманте создал ему славу величайшего архитектора своего времени; в течение короткого времени (с 1499 по 1514 г.) им были созданы крупнейшие памятники, определившие стиль Высокого Ренессанса. По приезде в Рим Браманте изучает памятники классической римской архитектуры. От Рима он воспринял чувство монументальности, ставшее отличительным моментом его творчества. Первое римское произведение Браманте в области церковного зодчества — часовня во дворе монастыря Сан Пьетро ин Мон-торио, так называемое «Темпиетто» — послужило как бы «манифестом» Высокого Ренессанса. В Темпиетто получила законченное выражение идея центрально-купольного сооружения. Несмотря на свои небольшие размеры, оно заняло положение первого подлинно монументального произведения архитектуры Высокого Ренессанса.
Высшим достижением творчества Браманте являются его ватиканские сооружения. Ему поручается составление проекта реконструкции Ватикана, который до того представлял ряд разрозненных построек. По существу, предстояло создать новое сооружение, умело введя в него уже существующие строения. Браманте соединил здание старого Ватикана с ранее построенной в 15 веке виллой Бельведер двумя длинными галереями, ограничивающими Ватикан с запада и востока. Пространство между этими галереями Браманте оформил в виде двух парадных дворов — Джардино делла Пинья с величественной нишей — экседрой и Кортиле ди Бельведере. Ватиканские дворы — это уже не скромные дворы сооружений 15 века — интимные и уединенные; ватиканские дворы предназначены для торжеств папской знати, для шествий и театрализованных действий. Открытые пространства, наполненные воздухом и солнцем, величественная ниша-экседра, монументальные здания — все это подчеркивало силу папской власти.
Другой крупнейшей работой Браманте является проект собора .Петра. На месте, где в настоящее время находится собор св. Петра, в период раннего средневековья существовала древняя базилика св. Петра, относящаяся к 4 веку. К 15 веку она пришла в ветхость. Возникла необходимость сооружения нового храма.
Создавая проект собора, Браманте задумал соорудить величественный монументальный памятник, не имевший себе равного во всей мировой архитектуре. В основу своего замысла Браманте положил принцип центрально-осевой симметричной композиции. Он полностью отошел от принципа базиликального плана.
План собора Браманте, представляя собой сочетание квадрата с греческим равноконечным крестом, давал композицию с двумя равнозначными осями, что обусловило центрально-купольное решение.
Центром здания является большой купол, вырастающий из массы более мелких объемов, в своей совокупности образующих ступенчатую, пирамидально построенную композицию. Барабан купола, диаметр которого почти равен диаметру купола Брунеллеско (ок. 43 м), окружен колоннадой.
В проекте собора св. Петра античное римское влияние сказывается определеннее, нежели в ранних церковных сооружениях Браманте.
Браманте не довел сооружение до конца, им были лишь начаты подку-польные пилоны и наружные стены собора. После смерти Браманте строительством собора занимались последовательно Рафаэль, Перуцци, Антонио да Сан-галло Младший. Все они стремились сочетать центричную форму сооружения с формой базилики, привычной для духовенства. Однако работы почти не двигались вперед, а затем и совершенно прекратились.
После смерти А. Сангалло с 1547 года постройка перешла к 72-летнему Микеланджело. К моменту смерти Микеланджело собор св. Петра в основе был закончен, за исключением покрытия центрального купола. Дальнейшая история собора св. Петра связана с архитектурой барокко (см. раздел «Архитектура барокко в Италии»).
Антонио да Сангалло. Талантливым учеником Браманте был Антонио да Сангалло Младший (1485—1546). Помимо проекта собора св. Петра, самым значительным произведением Сангалло является палаццо Фарнезе в Риме, задуманное в плане традиций тосканской дворцовой архитектуры. Фасады палаццо знаменуют собой отказ от рустики. Основной облицовочный материал — штукатурка, отделка углов здания и наличников окон выполнена из травертина. Основным архитектурным элементом фасада служат оконные проемы, обрамленные колонками, поддерживающими небольшие фронтончики — лучковые и треугольные. Венчающий здание карниз выполнен Микеланджело.
Архитектурная обработка дворца принадлежит Сангалло (два нижних этажа) и Микеланджело (верхний этаж). В архитектурно-пластическом отношении они значительно отличаются друг от друга.
Ряд архитектурных произведений оставил Рафаэль (1483—1520). Среди них — вилла Мадама близ Рима и палаццо Пандольфини во Флоренции (1517—1520). Самым значительным из архитектурных произведений Рафаэля являлась вилла Мадама близ Рима на горе Марио, сооруженная Рафаэлем (с 1517) для Джулиано Медичи. Сама вилла представляла собой ансамбль павильонов, портиков, бассейнов, декоративных насаждений. Сохранился лишь парадный вести бюль виллы с росписями Рафаэля.
Необходимо отметить особое значение для архитектуры Высокого Ренессанса Леонардо да Винчи, хотя и не занимавшегося практической архитектурой, но оставившего в своих альбомах большое количество набросков различных зданий, архитектурных деталей, наряду с чертежами конструкций, в том числе куполов.
Якопо Сансовино. Крупнейшим мастером Высокого Ренессанса в Венеции был Якопо Сансовино (1486—1570), известный также как скульптор. До 1510 года Сансовино жил во Флоренции; в этом году он едет в Рим, где и делает первые пробные шаги в области архитектуры под руководством Антонио да Сангалло Младшего. В Риме Сансовино работает до 1527 года; после разгрома Рима войсками Карла V он переезжает в Венецию, где в основном и протекала его деятельность. Венецию он обогатил рядом замечательных сооружений, знаменовавших расцвет венецианского зодчества. Своим творчеством он способствовал распространению в Венеции принципов и идей Высокого Ренессанса.
В 1532 году Сансовино сооружает палаццо Корнер-делла-Гранде. Первый этаж массивен и облицован рустикой, вышележащие же этажи более легки в своей обработке — они решены в виде больших арок-окон, в простенках между которыми расположены спаренные колонны. Сансовино перенял от венецианского зодчества стремление к изящным, утонченным формам, тяготение к ажурности в тектоничности фасадов, унаследованное венецианской школой еще от готики.
Вторая, еще более значительная работа Сансовино — Библиотека св. Марка на Пьяцетте (с 1532). Библиотека органично входит в архитектурный ансамбль сооружений площади, несмотря на различие в стиле с Палаццо дожей. Ажурность фасада, усложненный рельеф его пластической организации находятся в соответствии с характером двух нижних этажей противостоящего ему Палаццо дожей. В основе тектоники фасада здания Сансовино лежит античный мотив сочетания ордера с арками (так называемая'«ордерная аркада»). Но мотив этот разработан здесь «по-венециански» — пышно и декоративно.
В 1540 году Сансовино добавляет к ансамблю площади св. Марка еще один архитектурный элемент — он пристраивает к подножию кампанилы небольшой изящный павильон-лоджетту. Влияние Сансовино сказывается в целом ряде позднейших венецианских сооружений.
Микеланджело. Микеланджело (1475—1564) занимает особое положение в истории итальянской архитектуры. С одной стороны, великий художник наиболее полно отразил в своем творчестве идеи Ренессанса в области скульптуры, живописи и архитектуры, с другой стороны, он является предвозвестником зарождающегося барокко. Микеланджело прожил долгую жизнь, прошел сложный путь художественного развития. Первые его произведения были созданы еще в последнем десятилетии кваттроченто, крупнейшие его работы относятся к «золотому веку» чинквеченто, свою жизнь он закончил уже в совершенно иных условиях, в период угасания культуры Ренессанса.
Микеланджело начал заниматься архитектурой лишь во второй половине своей жизни — с 1517 года. К этому времени он уже выполнил ряд скульптурных и живописных работ, которые принесли ему славу. Первая работа Микеланджело в области архитектуры связана с достройкой и расширением церкви Сан Лоренцо во Флоренции, возведенной Брунеллеско. Над фасадом этой церкви Микеланджело работал с 1517 по 1520 год. Однако осуществлен проект не был.
С 1520 по 1524 год по проекту Микеланджело была сооружена сакристия при церкви Сан Лоренцо, которая должна была служить усыпальницей фамилии Медичи. Мастер переработал классические формы, ввел новые мотивы, не считаясь с античными пропорциями и приемами.
Третья архитектурная работа Микеланджело была также связана с церковью Сан Лоренцо. Ему было поручено папой Климентом VII перестроить прилегающие к этой церкви монастырские помещения в библиотеку, известную под названием «Лауренциана». Микеланджело принадлежит архитектурная отделка библиотечного зала и вестибюля. Наибольший интерес представляет архитектура вестибюля.
Архитектурная организация стены подчинена стремлению подчеркнуть высотность помещения и в то же время зрительно расширить его. С этой целью Микеланджело вводит два яруса полуколонн, углубляет их в стены. Микеланджело свободно распоряжается архитектурными формами, он отказывается от обычного антаблемента, ограничиваясь карнизами, заменяет пилястры гермами, изменяет произвольно ордерные пропорции.
В 1546 году Микеланджело приступил к перестройке римского Капитолия, который за время средних веков пришел в запустение и разрушение. Микеланджело спланировал на Капитолии трапециевидную площадь, ограниченную тремя зданиями. Ансамбль Капитолия — первый регулярный ансамбль в европейской архитектуре. На Капитолий ведет широкая пологая лестница. В центре площади Микеланджело поставил античную конную статую Марка Аврелия.
Крупнейшим творением Микеланджело в области зодчества является собор св. Петра. В этом произведении наиболее полно проявились те черты творчества Микеланджело, которые дают нам основание считать его основоположником барокко. Габариты сооружения в плане утратили жесткость; линия стены выгибается во все стороны, то выступает вперед, то отходит назад, поворачивается под различными углами. Многочисленные креповки антаблемента, усугубляемые перспективными сокращениями, применение криволинейных форм — все это содействует усилению живописного начала. Архитектурные формы отличаются особой массивностью и грузностью.

<<< Искусство Возрождения. Искусство Италии. Искусство Высокого Возрождения.

Искусство Возрождения. Искусство Италии. Искусство Высокого Возрождения. Архитектура во второй половине 16 в. >>>

Иллюстрации к разделу >>>