Экономический упадок Италии вызвал усиление феодальных элементов и церковного гнета. Республиканская форма правления повсеместно была вытеснена тиранией полуфеодального типа. Этот процесс нашел яркое выражение в истории Флоренции, где давние республиканские традиции были окончательно сметены в 1530 году, когда после упорной и кровопролитной борьбы Флоренция была превращена в столицу Тосканского герцогства, во главе которого встали Медичи. Одновременно началось наступление католической церкви на гуманизм и свободомыслие. Подавление реформационных движений, утверждение иезуитского ордена (1540), восстановление в Италии инквизиции (1542), Тридентский собор (1545—1563) — таковы этапы этого наступления.
Общая характеристика искусства Италии в 16 в. Не удивительно, что сформировавшееся в этой обстановке искусство представляет сложную и противоречивую картину. С одной стороны, именно на это время приходится заключительный этап, высочайший взлет искусства, питавшегося традициями гуманистической культуры, этап, получивший в истории наименование Высокого Возрождения, давший миру таких художников, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Корреджо, Джорджоне, Тициан. С другой стороны, в это время зарождаются глубоко чуждые Возрождению художественные явления, отражающие крушение гуманистических идеалов и породившие в итальянском искусстве так называемый маньеризм — течение не только распространившееся во второй половине века по всей Италии, но и проникшее в большинство европейских стран. Эти два явления не могут быть в полной мере разграничены хронологически, ибо первые признаки маньеризма стали обнаруживаться еще в то время, когда культура Высокого Возрождения находилась в полном расцвете, дальнейшее же его развитие протекало параллельно поздним явлениям Возрождения.
Этапы развития искусства Италии в 16 веке соответствуют ее историческому пути. Сначала, в первые два десятилетия 16 века главным явлением в художественной культуре Италии было выросшее на основе большого общественного подъема и стремления к национальному объединению искусство Высокого Возрождения. Но уже около 1515 года в творчестве ряда молодых мастеров появляются признаки растерянности и тревоги, разочарования в гуманистических идеалах, особенно усилившиеся с 30-х годов после разграбления Рима и падения Флоренции. Далее, 40—60-е годы, годы наступления феодально-католической реакции, знаменуют сложение и укрепление маньеризма и повсеместное его распространение. Наконец, во второй половине 16 века наряду с дальнейшим распространением маньеризма и проникновением его в другие страны Европы наблюдается стремление к оздоровлению искусства, с особой силой проявляющееся в последние десятилетия века, и начинается формирование враждебных маньеризму течений, расцвет которых приходится уже на 17 век.
Формирование искусства Высокого Возрождения протекало в тот критический в истории Италии момент, когда начавшийся кризис и угроза иноземных вторжений со всей остротой поставили вопрос о необходимости национального объединения. В Италии не было предпосылок для такого объединения. Наличие рано сформировавшихся, постоянно враждовавших между собой городов и государств, непримиримость их политических интересов, вытекавшая из резких экономических противоположностей между отдельными областями, оказались непреодолимым препятствием для создания единого государства. И все же идея объединения страны волновала лучшие умы Италии, вплоть до того момента, когда разграбление Рима войсками германского императора и падение флорентийской республики положили конец всем иллюзиям и надеждам. С этим кратковременным периодом борьбы за единство и свободу Италии и совпал расцвет искусства Высокого Возрождения, выросшего на почве реалистических традиций Раннего Ренессанса и проникнутого идеями гуманизма — верой в творческие силы человека, в неограниченность его возможностей, в разумное устройство мира, в торжество исторического прогресса. Не удивительно, что в этот период на смену наивной повествовательности и бытовизму, распространившимся в искусстве позднего кваттроченто, снова приходят проблемы гражданского долга, высоких моральных качеств, героического подвига. Главным содержанием искусства Высокого Возрождения становится образ прекрасного, гармонически развитого, сильного телом и духом человека, возвышающегося над уровнем повседневной обыденности героя.
Вообще для искусства этого времени характерна тяга к синтезу, к обобщению, к раскрытию общей закономерности явлений и их логической взаимосвязи. И в этом отношении мастера Высокого Возрождения существенно отличаются от художников позднего кваттроченто, которые в своем наивном увлечении пестрым многообразием вновь открывшегося для искусства земного реального мира, страдали нередко известным многословием, приводившим к преобладанию частностей над общим в их работах. Напротив, мастера Высокого Возрождения всегда опускали незначительные с точки зрения общего замысла подробности и детали и, отрешаясь от частных случайностей, стремились достигнуть в своих произведениях гармонического синтеза наиболее прекрасных сторон действительности.
Искусство Возрождения. Искусство Италии. Искусство Высокого Возрождения. Архитектура. >>>