Искусство Возрождения. Искусство Италии. Общая характеристика искусства Умбрии в 15 в.

Расположенная к северу и востоку от Тосканы Умбрия состояла из ряда сравнительно небольших городов, перемежавшихся с феодальными поместьями, и не имела такого крупного экономического и культурного центра, каким была в Тоскане Флоренция. Культура и искусство Умбрии тяготели к Флоренции. Не имея единого художественного центра и твердых традиций, они испытали сильное влияние своего могучего соседа. Многие художники Умбрии учились и подолгу жили во Флоренции. Однако, сформировавшись в иных условиях, умбрийское искусство обладало рядом местных особенностей. Здесь дольше держались традиции средневековья. Давние культурные связи со странами Северной Европы способствовали проникновению влияния франко-бургундского и нидерландского искусства. Искусство Умбрии отличалось значительной пестротой. В нем больше декоративизма, интереса к пейзажу и колориту, чем во Флоренции, с которой, однако, его роднит интерес к теоретическим вопросам, к изображению пространства и человеческой фигуры.
Джентиле да Фабриано. Умбрийское искусство начала 15 века еще тесно связано с готизирующим искусством позднего треченто. В этот период в Умбрии и других городах Средней, а также Северной Италии протекала деятельность очень известного в то время мастера Джентиле да Фабриано (ок. 1370—1427). Произведения его, отмеченные чертами утонченной декоративности, кажутся архаичными и условными рядом с работами его современника флорентинца Мазаччо. Чтобы убедиться в этом, достаточно сопоставить с работами Мазаччо картину Джентиле да Фабриано «Поклонение волхвов» (Флоренция, Уффици), которая была написана по заказу флорентинца Строцци и была выставлена во Флоренции в 1423 году. Присущие этой картине плоскостность, расположение фигур вверх, а не в глубину, обилие деталей, пышная пестрота костюмов, яркость локальных красок напоминают по стилю готическую миниатюру. Вместе с тем Джентиле прекрасно передает пейзаж, умеет выразить состояние природы, живо и разнообразно изображает толпу. Он работал во многих городах Италии — Риме, Венеции, Флоренции, Орвието, Сиене. В Венеции он расписывал Палаццо дожей, но, к сожалению, эти фрески, как и многие другие работы Джентиле, до нас не дошли.
Пьеро делла Франческа. Формирование зрелого ренессансного искусства происходит в Умбрии лишь в середине 15 века. Выдающаяся роль принадлежит здесь одному из крупнейших художников кваттроченто Пьеро делла Франческа (1416—1492), творчество которого знаменует решительный разрыв с готикой. Тесно связанный с флорентийской школой, неоднократно бывавший во Флоренции и учившийся там у Доменико Венециано, Пьеро делла Франческа был на высоте всех достижений этой передовой школы живописи. Многое в его творчестве идет от Флоренции. Во всех его произведениях царит строгая, почти геометрическая закономерность, все в них подчинено законам разума и гармонии. Пьеро делла Франческа — монументалист. Формы его фигур и окружающих их предметов предельно упрощены. Отбрасывая бытовые детали, освобождая повествование от всяких жанровых черт, он создает полные достоинства и благородства образы, возвышающиеся над случайной обыденностью явлений. Искусство его проникнуто верой в высокую миссию человека и его совершенство.
Пьеро делла Франческа был одним из величайших колористов 15 века. Живопись его отличается не только богатством цвета и тонкостью нюансировки, но и прекрасным чувством световой среды, объединяющей все цвета в гармоничное целое.
Деятельность Пьеро делла Франческа протекала в городах Средней Италии — Ареццо, Урбино, Ферраре, Римини, Риме. Важнейшим произведением художника является цикл фресок в хоре церкви Сан Франческо в Ареццо на сюжеты легенды о святом кресте (1453—1464). В этой легенде повествуется об истории того куска дерева, из которого был якобы сделан крест Христа.
К числу прекраснейших фресок этого цикла принадлежит «Сон императора Константина». Согласно легенде, перед решающей битвой императору явился во сне ангел, предсказавший, что ему будет дарована победа силою святого креста. Этот момент и изобразил художник.
Ночь, все погружено в глубокий сумрак. Над шатром императора появляется спустившийся с неба ангел с крестом в руке. Исходящий от креста свет колеблющимися пятнами освещает шатер, погруженного в сон императора, дремлющего возле него оруженосца и сверкает кое-где на латах двух стоящих по сторонам телохранителей. Все необычно в этом произведении: отсутствие действия, стремление не столько рассказать сюжет, сколько вызвать у зрителя определенное настроение, смелость светового решения, не имеющего аналогий в искусстве 15 века.
Величавость образов и эпическая торжественность повествования характеризуют фреску «Встреча Соломона с царицей Савской». Особенно хороши изображения преклонившей колени перед священным деревом царицы Савской и ее приближенных. Могучей силы исполнены две батальные композиции «Битва Ираклия с Хосроем» и «Битва Константина с Максенцием», расположенные друг против друга на боковых стенах.
В 1469 году Пьеро делла Франческа работал в герцогстве Урбинском при дворе Федериго да Монтефельтро, где написал два парных портрета герцога и его жены. Это погрудные профильные портреты, какие принято было писать в то время, но Пьеро делла Франческа сумел придать им особую величавость. Поместив изображение на фоне далекого пейзажа с низко опущенным горизонтом, он с удивительной тонкостью сумел живописно объединить фигуры с окружающей воздушной средой.
Пьеро делла Франческа много занимался теоретическими вопросами, связанными с искусством, а также математическими проблемами. Результатом этих занятий являются две написанные им в последние годы жизни работы: «О живописной перспективе», «О правильных телах». В трактате о перспективе Пьеро делла Франческа дал гораздо более полное и развернутое описание приемов ее построения, чем то, которое содержалось в трактате Альберти.
Живопись Пьеро делла Франческа сыграла огромную роль для развития искусства Средней и Северной Италии. Творчество его явилось здесь главным проводником традиции Ренессанса и способствовало изживанию готического наследия, особенно долго сохранявшегося в искусстве этих областей.
Мелоццо да Форли. Из художников следующего поколения ближе других стоял к Пьеро делла Франческа его ученик Мелоццо да Форли (1438—1494). Пространственная ясность его композиций, величие его интерьеров создали ему славу одного из лучших знатоков перспективы в Италии. Главное произведение Мелоццо — фреска, ныне перенесенная на холст, на которой изображено основание папой Сикстом IV ватиканской библиотеки (1477, Рим, Ватиканская Пинакотека). Величественность архитектуры, создающей эффектное обрамление для всей сцены, соотношение фигур и пространства предвещают уже искусство 16 века. Обращает на себя внимание также яркость портретов. Почти одновременно с этой фреской Мелоццо расписал свод сакристии базилики в Лоретто, где он достиг необычайного в то время иллюзорного эффекта, изобразив в сильном ракурсе фигуры музицирующих ангелов.
Как и Пьеро делла Франческа, Мелоццо да Форли был связан с двором урбинского герцога. Возможно, что он сотрудничал с работавшим в 70-х годах при урбинском дворе нидерландским художником Юстусом ван Гент в декори-ровке двух комнат дворца, для которых были сделаны портреты знаменитых людей и изображение семи свободных искусств.
Лука Синьорелли. Художником совершенно иного склада был другой ученик Пьеро делла Франческа Лука Синьорелли (1441—1523). Вместо спокойного величия произведений его учителя, работы его проникнуты бурной динамикой, нередко переполнены фигурами в необычайно сложных движениях. Синьорелли долгое время жил во Флоренции, где испытал сильное влияние Антонио Поллайоло и увлекся проблемой изображения нагого человеческого тела и передачи разнообразнейших движений и ракурсов. Как и Поллайоло, он уделял большое внимание изучению анатомии. Вершина его творческих достижений — роспись в соборе в Орвието, где он изобразил сцены Страшного суда. Эти огромные фрески сплошь заполнены изображениями нагих фигур в разнообразнейших положениях. Фигуры четко моделированы, мускулатура их передана с чрезвычайной тщательностью. В своих произведениях Синьорелли стремился выразить душевное состояние человека при помощи жестов, телодвижений и мимики.
Пъетро Перуджино. Пьетро Вануччи, прозванный Перуджино (1450— 1523), также, возможно, был в юности помощником Пьеро делла Франческа. Известно, что в 60—70-х годах он был во Флоренции, а в начале 80-х годов работал в Риме, где принимал участие в росписях Сикстинской капеллы. Он побывал также в Венеции, но постоянным местом его деятельности была Перуджия, где он стоял во главе большой мастерской. По своему складу Перуджино представляет разительный контраст Синьорелли. Это мечтатель и лирик, который с трогательной любовью и нежностью пишет пейзажи с мягкими очертаниями холмов, блестящей гладью реки и тоненькими, просвечивающими на фоне неба деревцами. В своих картинах он избегает всякого схематизма, персонажи его обычно бездеятельны, погружены в глубокую задумчивость. Простота и ясность композиционного построения, прекрасное чувство ритма, высокие живописные качества составляют достоинства его картин. Однако он несколько однообразен, в особенности, в поздний период, когда он и его мастерская многократно повторяют созданные им ранее мотивы и образы. Лучшие его произведения относятся к периоду до 1500 года. Среди них выделяется фреска «Передача ключей апостолу Петру» в Сикстинской капелле, отличающаяся стройностью композиционного замысла.
Пинтуриккио. Среди художников Умбрии должен быть назван и Пинту-риккио (1454—1513), помогавший Перуджино в выполнении фресок Сикстинской капеллы. Пинтуриккио более декоративен, чем Перуджино. Его большой цикл фресок в библиотеке Пикколомини в Сиене (1502—1508) отличается праздничной нарядностью и яркой красочностью. Искусство его чуждо всякого драматизма, в нем преобладают черты повествовательности, стремление к занимательности и разнообразию.

<<< Искусство Возрождения. Искусство Италии. Искусство Флоренции. Искусство в последней трети 15 в.

Искусство Возрождения. Искусство Италии. Искусство Северной Италии в 15 в. >>>

Иллюстрации к разделу >>>