Искусство Возрождения. Искусство Италии. Искусство Флоренции. Живопись в середине 15 в.

Андреа дель Кастаньо. Одной из характернейших черт флорентийской живописи середины 15 века является широкое распространение в ней светских тенденций, проявляющихся не только в развитии новых жанров, но пропитывающих и религиозную живопись. В этом отношении показательны работы Андреа дель Кастаньо (1423—1457), темпераментного и яркого художника, сочетавшего в своем творчестве традицию Мазаччо с воспринятыми у Донателло силой пластической характеристики формы и богатством жестов и мимики. Среди произведений Кастаньо особенной известностью пользуются фрески виллы Пандольфино близ Леньяно (1450, ныне перенесены в монастырь св. Аполлонии во Флоренции), где он изобразил выдающихся людей древности и современности. Уже самый выбор сюжета чрезвычайно показателен для этого времени. Представленные здесь писатели, поэты и политические деятели должны как бы символизировать силу человеческого духа и мысли. Все они изображены в величавых позах на фоне зеленых и темно-красных панно и отделены друг от друга написанными пилястрами и коринфскими капителями. Фигуры даны несколько снизу вверх, причем кое-где они выходят за пределы своего обрамления, как бы вступая в реальное пространство зала. Особенно удались Кастаньо фигуры Фаринаты дельи Уберти, известного политического деятеля конца 13—-начала 14 века, и кондотьера 15 века Пиппо Спано, долгое время воевавшего с турками на Востоке и впоследствии ставшего правителем Хорватии. Если Фа-рината является воплощением надменности и силы духа, то в фигуре Пиппо Спано Кастаньо ярко воплотил неукротимую энергию и необузданный темперамент этого воина.
Большой известностью пользуется также «Тайная вечеря» Кастаньо (1457, монастырь св. Аполлонии), в которой он изобразил Христа и апостолов за длинным столом в красиво отделанной комнате с мраморными вставками в стенах, кассетированным потолком и украшенным шашками из цветного камня полом. Этому старому религиозному сюжету Кастаньо придал здесь реальные человеческие черты. В изображении апостолов он достиг разнообразия и яркости характеристики, которые были превзойдены лишь Леонардо да Винчи.
Величием и монументальностью отмечено «Распятие» Кастаньо (Флоренция, Сант Аполлония). Могучее тело Христа, грандиозные фигуры предстоящих перед крестом святых с искаженными страданием лицами выделяются сильным контрастом на фоне темного неба. В этом произведении Кастаньо достиг подлинного драматизма.
Если в творчестве Кастаньо еще сохранились отзвуки монументального величия стиля Мазаччо, то большинство художников середины века утрачивает эти черты и идет по пути развития повествовательного, насыщенного бытовыми подробностями искусства.
Фра Филиппа Липпи. Одним из самых ярких художников этого круга является Фра Филиппо Липпи (1406—1469). Кармелитский монах Фра Филиппе был далек от монашеской враждебности всему мирскому. Напротив, это один из самых жизнелюбивых художников своего времени. О его веселых похождениях ходили легенды, запечатленные даже в литературных новеллах. Рассказывали, что он был очень непоседлив, много путешествовал и был даже во время одного путешествия захвачен корсарами и продан в рабство, из которого он, впрочем, скоро освободился благодаря своему таланту живописца. Рассказывали также, что позднее он женился на похищенной им из монастыря монахине Лукреции Бутти, на что потребовалось специальное разрешение папы, которое помог ему исхлопотать его покровитель Козимо Медичи. Радостью жизни и острым чувством современности проникнуто и все искусство Фра Филиппо. Он превращает религиозную картину в собрание портретов своих сограждан.
Мы не знаем, у кого учился Фра Филиппо. В ранних его работах еще сказывается близость к консервативной традиции, однако он скоро овладевает изображением пространства и объема. Из ранних произведений художника пользуются большой известностью три варианта «Поклонения младенцу» (два во Флоренции, в Уффици и одно в Берлине, Далем). Это один из первых примеров появившейся в Европе в 15 веке новой, лирической и интимной интерпретации сюжета «Рождество Христово», где мадонна представлена коленопреклоненной перед лежащим на земле младенцем Христом. При известной плоскостности фигур и неясности пространственного решения в этих картинах Фра Филиппо Липпи ощущаются его любовь к природе, мастерство в изображении лесного пейзажа. В более поздних картинах, как «Благовещенье» (Флоренция, Сан Лоренцо), «Коронование Марии» (1447, Флоренция, Уффици), Фра Филиппо выступает как зрелый мастер, овладевший изображением пространства и движения фигур. В более обобщенной Манере исполнены его поздние фрески в хоре собора в Прато на сюжеты из истории Иоанна Крестителя (1452—1464).
К числу лучших картин Фра Филиппе принадлежит его «Мадонна» в галерее Уфицци, представленная в виде изящной, нарядно одетой флорентийской дамы с пухленьким младенцем на руках, которого поддерживают еще два мальчугана. Мадонна изображена сидящей в кресле на фоне открытого окна, в котором виднеется гористый пейзаж. Полагают, что Фра Филиппо изобразил здесь свою жену и маленького сына, и, действительно, картина эта, скорее, походит на портрет, чем на изображение мадонны. Только чуть заметный прозрачный нимб над головой мадонны и крылышки за плечами одного из мальчуганов напоминают о религиозном сюжете.
Беноццо Гоццоли. Близким по характеру к Фра Филиппо, но несколько более архаичным по манере художником был Беноццо Гоццоли (1420—1498). В юности он работал помощником Фра Беато Анджелико и испытал сильное влияние этого мастера, но он был далек от его религиозного чувства. В своих картинах Беноццо Гоццоли стремится передать все пестрое многообразие окружающего мира. Характерным произведением его является фреска «Шествие волхвов» в капелле дворца Медичи (1459). Унаследованные от раннего Фра Беато, плоскостность и чрезмерная насыщенность композиции сочетаются в этом произведении с богатством и разнообразием пейзажных мотивов, изображений животных, костюмов, лиц. В фресках много вставных эпизодов, много в них и портретов, главным образом, представителей дома Медичи и их окружения. Аналогичный характер носят и другие произведения Беноццо — фрески из истории св. Августина в Сан Джиминьяно (1463—1467) и фрески в Кампо Санто в Пизе (1468—1484).

<<< Искусство Возрождения. Искусство Италии. Искусство Флоренции. Живопись в первой половине 15 в.

Искусство Возрождения. Искусство Италии. Искусство Флоренции. Развитие скульптуры в середине 15 в. >>>

Иллюстрации к разделу >>>