С конца 14—15 веков Китай переживает экономический расцвет и подъем культуры. Развиваются старые и возникают новые города, где процветают ремесло и торговля. Возникают мануфактуры с разделением процессов труда. В это время ко двору императоров привлекаются крупнейшие ученые, художники, зодчие. Широкий размах получает городское строительство.
Архитектура. С переносом столицы в 1421 году из Нанкина в Пекин этот город был укреплен и в нем воздвигнут ряд дворцов и храмов. На основе старых традиций выработались новые типы и формы городов и архитектурных ансамблей. Крупнейшим архитектурным сооружением этого времени является дворцовый ансамбль, возведенный в запретной части Пекина. По плану, строго соответствующему давно установленным архитектурным традициям, симметрично размещены прямоугольные в плане павильоны, поднятые на террасы, с двухъярусной крышей с загнутыми углами, которая покоится на деревянных столбах. Крыши покрыты желтой поливной черепицей с скульптурами традиционных «охранителей» дома на коньке и по ребру ее. Павильоны разделены просторными двориками и объединены густым парком.
В южной части города расположен второй замечательный архитектурный ансамбль «Храм неба», сооруженный в 1420 году. Своеобразие его архитектурного замысла связано с символическим значением плана: квадрат — символ земли, круг — неба. Наиболее интересна архитектура северного круглого здания ансамбля «Храма молитвы за годовую жатву». Он имеет трехъярусную конусообразную крышу, покрытую синей поливной черепицей. Темные покрытые резьбой стены с красной и зеленой окраской оттенены тремя большими мраморными террасами, перила которых покрыты изображениями феникса, дракона и облаков, исполненными низким рельефом. В комплекс входит такой же малый храм с одноярусной крышей, ряд двориков, ворот и круглый, белого мрамора алтарь неба — наиболее древнее по форме сооружение. Все раннеминские архитектурные памятники подвергались перестройке и обновлению при последующей династии, сохраняя вместе с тем основные черты стиля, характерного для 14—16 веков.
Новые черты приобретают минские пагоды. В их архитектуре преобладает интерес к декоративности, для них характерны дробность форм и пропорций, перегрузка деталями.
Окончание строительства Великой Китайской стены, достигшей трех с лишним тысяч километров, относится также к этому времени.
Скульптура. В области развития скульптуры намечается упадок. Культовая скульптура мало выразительна. Наиболее интересны каменные скульптуры — статуи слонов, верблюдов, лошадей, чиновников, обрамляющие дороги к императорским погребениям в Пекине и Нанкине (так называемые «дороги духов»). Их выполнение характеризуется обобщенностью образов и монументальностью.
Живопись. В начале правления династии Мин при императорском дворе работали многие талантливые художники. Но развитие живописи было направлено в сторону внешней декоративности, которая в дальнейшем стала вытеснять тонкое чувство природы, свойственное художникам периода Сун. Это сказывалось в живописи «цветов и птиц» так же, как в пейзажной и других жанрах.
В области живописи «цветов и птиц» выдвинулся блестящими декоративными работами Бянь Вэнь-цзин, или Вянь Цзин-чао (1403—1435), совмещавший высокое государственное положение с живописным и поэтическим творчеством. В ранних работах он стоит на уровне славных сунских традиций. Сохранились миниатюрные картины его кисти, привлекающие изяществом рисунка и композиции, а главное чувством жизни, тонкой наблюдательностью и теплым колоритом. Этими же достоинствами отличается картина «Гуси под деревом» (Санкт-Петербург, Эрмитаж). Его позднейшие произведения, к которым относится картина, хранящаяся в Музее восточных культур в Москве, страдают некоторой сухостью.
Лин Лян (1488—1505) — также придворный живописец, писавший тушью в бесконтурной манере преимущественно водяных птиц и растения. Улавливая наиболее характерные движения, повороты, он выработал свой стиль широкого, плавного, выразительного удара кисти.
Наиболее ярким и совершенным было творчество третьего мастера «цветов и птиц» — Люй Цзи (1495—1576), который начинал свою деятельность, следуя стилю Бянь Цзин-чао. В дальнейшем художник встал на свой путь создания блестящих, законченных живописных произведений, в которых совмещал использование традиций предыдущих поколений и свои чуткие наблюдения. Одним из его наиболее характерных в этом отношении произведений является картина «Лебеди на берегу озера».
В это же время на юге Китая работают ряд художников-пейзажистов. Не будучи связанными официальным положением и требованиями вкусов придворной среды, они значительно глубже изучали природу, одновременно следуя заветам мастеров сунского периода.
В этой группе художников наиболее значительно творчество Ван Мяня (1335—1407), Ван Фу (1362—1416) и Ся Чана (1388—1470).
Крупнейшим мастером второй половины 15 века был Шэнь Чжоу (1427—1509). В своих картинах он использовал широкий круг сюжетов, но предпочитал пейзажи. Стиль его живописных приемов хорошо выявляет картина «Одинокий всадник».
В 16 веке в связи с появлением новых форм литературных произведений — романа, драмы в живописи разивается так называемый «повествовательный» жанр, по существу ведущий свое начало с глубокой древности.
Наиболее ярким выразителем этого жанра стал художник Цю Ин (середина 16 в.). В длинных горизонтальных свитках, в многофигурных композициях он излагал сложные повествования, иногда являвшиеся иллюстрациями к книгам. Продолжая традиции танских художников, он вместе с тем стремился возможно полнее отразить в них свои жизненные наблюдения, подчиняя их утонченному композиционному ритму.
Прикладное искусство. Развитие художественного ремесла в минское время стоит на высоком уровне. В бронзовых изделиях, нередко воспроизводящих формы древних культовых сосудов, применяется инкрустация золотом, серебром, камнем. Одновременно развивается в бронзовом литье мелкая скульптура. Бронзовые статуэтки людей, животных, птиц выразительны и реалистичны. Вместе с тем они нередко использовались и практически, выполняя роль сосудов, курильниц и т. п.
Аналогичные по назначению предметы изготовлялись в технике перегородчатой эмали, которая отличалась в этот период глубокими тонами орнамента на интенсивном голубом фоне .
Большой утонченностью и композиционной законченностью отличаются изделия резного лака, а также резьба по нефриту и другим породам камня.
Шелкоткацкая промышленность выпускает замечательные по разнообразию технических приемов и орнаментации шелковые ткани, которыми славились города Сучжоу, Ханчжоу. Вывозимые в большом количестве наряду с фарфором в другие страны, они оказывали большое влияние на изделия европейской и ближневосточной текстильной промышленности.
Главным центром фарфорового производства с периода Мин становится богатый залежами сырья г. Цзиндэчжэнь (провинция Цзянси), в котором создаются новые императорские «заводы» и одновременно расширяется частное производство. Организация работы с применением разделения труда позволяет значительно увеличить выпуск и разнообразие фарфоровых изделий.
Наряду с широко применяемой подглазурной синей росписью кобальтом входит в употребление надглазурная живопись тремя, пятью и многими эмалевыми красками. Усложняются композиции росписей. Разнообразны их сюжеты, в которых встречаются наряду с религиозно-мифологическими изображения лошадей, оленей, рыб среди водорослей, цветов, птиц, сложные многофигурные сцены. Делаются попытки перенесения на фарфор пейзажных мотивов.
Искусство Средних Веков. Искусство Китая. Средневековый Китай. Период Цин (17 — 18 вв.) >>>