Искусство Средних Веков. Искусство Китая. Средневековый Китай. Период Цин (17 — 18 вв.)

В 1644—1683 годах Китай захватили маньчжуры, использовавшие предательство китайских феодалов, призвавших иноземцев для подавления повстанческого движения в стране. Маньчжуры основали династию Цин, которая правила Китаем до 1911 года.
Живопись. С конца 17 века в живописи официальных кругов развивается сухость и поверхностность. Это явилось прямым результатом длительного следования старым образцам и стремления точно сохранять сложившиеся ранее традиции, нередко заменявшие непосредственные наблюдения художников. В это же время наблюдается и утеря яркой декоративности, свойственной живописи минского времени.
Среди наиболее крупных живописцев 17—18 веков особенно выделялся пейзажист Ван Хой, или Ван Ши-гу (1652—1720), писавший монохромные пейзажи в стиле сунской живописи. Лучшим «мастером цветов» считался Юнь Шоу-пин (1633—1690). Он применял «бескостный» (бесконтурный) стиль живописи, уделяя много внимания деталям.
Черты реализма обнаруживают живописные произведения, отразившие мировоззрение широких слоев населения. Художник Хуан Шэн (вторая половина 18 в.), «мастер фигур», с большой живостью и юмором изобразил группу даосских гениев, сохранив лишь некоторые иконографические черты (Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Прикладное искусство. В 17—18 веках развиваются дальше частные и императорские фарфоровые мануфактуры Цзиндэчжэня. Введение технических усовершенствований способствовало улучшению качества фарфора и росту выпускаемой продукции. Появляется много новых художественных приемов росписи фарфора, приводивших к разнообразию и большой декоративности изделий.
В шелкоткацкой промышленности продолжают изготовление сложных тканей и тканых картин (кэсы). В последних начали применять подкраску готовых изделий, что ускоряло процесс изготовления, но снижало их художественное качество.
В резьбе по камню, дереву, кости сохраняется утерянное в живописи своеобразное искусство воспроизведения природы.
До конца 18 века создаются в Китае замечательные изделия из резного и расписного лака, перегородчатых и расписных эмалей, продолжается производство художественного стекла и других видов изделий. В связи с развитием морской торговли с европейскими государствами и сухопутной с Россией и Ближним Востоком изделия китайского прикладного искусства в большом количестве вывозили из Китая. Их самобытные черты и высокие художественные достоинства вызвали подражания во многих странах Востока и Запада.

<<< Искусство Средних Веков. Искусство Китая. Средневековый Китай. Период Мин (1368 — 1644)

Искусство Средних Веков. Искусство Кореи. >>>

Иллюстрации к разделу >>>