Нашествие чжурчженей заканчивается к середине 12 века отторжением севера Китая и образованием государства Цзинь («золотой»). С захватом Кайфына, столица перемещается в Ханчжоу. Временно распыленные культурные силы постепенно собираются в южной столице, где вновь организуется Академия художеств. Среди художников Академии преобладает тяга к старым живописным традициям.
Су Хань-чэнь (1115—1170) посвятил свои картины быту детей и молодых женщин. В изображении детских игр ему удавалось с тонкой наблюдательностью передавать подвижные, детские фигурки и их непринужденное веселье и занятия.
Ли Тан (1090—ИЗО) известен как крупный художник, уделявший немало внимания бытовым сюжетам. «Возвращение с крестьянского праздника» — картина, в которой мастер очень непосредственно изобразил старика-крестьянина, возвращающегося с праздника.
С творчеством художника академического направления Чжан Цзе-дуаня (1023—1063) знакомит замечательный повествовательный свиток «Праздник весны», хранящийся в Гугуне (Пекин). В своей картине художник изобразил в деталях жизнь города и его окрестности в праздничный день. Высокие живописные качества проявляются в сложном композиционном решении массовых сцен, органически связанных с пейзажем и архитектурой. В миниатюрной манере тончайшей линией художник выполнил во всех подробностях изображение мастерских и труда ремесленников, лавок и продавцов, праздничное гулянье и забавы, вложив в них свои острые наблюдения над жизнью города.
12 век открывает новый этап в развитии китайской живописи. Потрясения, вызванные вторжением иноземцев, не могли пройти бесследно для художников Китая. С ними связаны новые настроения и новые искания в области пейзажной живописи. Главной темой становятся личные настроения человека и отражение его переживаний в пейзаже. Черная тушь и приглушенный колорит преобладают в живописи этого времени.
Ма Юань. К мастерам нового направления относится ученик Ли Тана Ма Юань (1190—1224). Мастер монохромного пейзажа, Ма Юань заставил звучать в своих разнообразных по сюжетам произведениях лирические «мелодии». Композиции его отличаются асимметрией и всегда неожиданны. В картине «Лунный свет» он ограничивает композицию скалой и веткой сосны. Сидящий у подножия скалы человек созерцает лунный свет, который освещает бесконечную даль неба и воды. В картине «Дама Линь Чао, стоящая в снегу» (приписываемая Ма Юаню) художник передает угнетенное состояние женщины, добиваясь этого не только выразительной передачей фигуры, но и сопоставлением ее с свернувшейся под первым снегом веточкой бамбука. Во всех работах Ма Юаня проявляется большой творческий интерес к разрешению вопросов передачи пространства, воздуха и освещения.
Ся Гуй. Одновременно с Ма Юанем работал над созданием нового стиля в монохромном пейзаже, который условно можно назвать романтическим, крупнейший художник Ся Гуй (1190—1225). Особенность его живописной манеры — тяжелые капли и мазки, нанесенные влажной кистью, дававшие глубину и сочность монохромному колориту. Композицию Ся Гуй строил кусочками, объединяя их туманом или дождем. Этим приемом он добивался передачи воздушной среды и безграничности пространства. «Ливень» — одно из наиболее характерных произведений его стиля.
Живопись художников секты Чанъ. Наивысшего расцвета монохромная живопись достигла в творчестве художников секты Чань (буддийская секта). Эта школа возникла в буддийских храмах, расположенных по берегу озера Сиху возле Ханчжоу, в одном из наиболее живописных мест Китая. Не все художники были монахами, но их объединяло общее мистическое вдохновение, навеянное созерцательным буддизмом.
My Ци. Наиболее одаренным художником-монахом был My Ци (нач. 13 в.). Его творчество оказало сильнейшее влияние на художников Китая и Японии. Сюжеты его картин разнообразны. Он писал драконов и тигров, пейзажи и фигуры — все с равной простотой, отметая детали. Он создал школу, в которой стремился сосредоточить внимание учеников лишь на явлениях природы. Он развивал у них искусство видеть едва заметные явления, совершенство живописной техники и лаконизм в живописи.
Его картина «Обезьяны» проста по композиции и сюжету. На сломанном дереве художник поместил обезьянку с прижавшимся к ней детенышем. В эту скромную тему он вложил глубоко трогательное понимание чувства материнства. Фигурки животных окружены воздухом. Дерево и свисающая лиана выполнены суммарно, лишь в качестве необходимых компонентов композиции.
My Ци работал жидкой тушью. Штрихи едва заметны и свидетельствуют о большой гибкости кисти.
Лян Кай. Из этой же школы вышел художник Лян Кай (13 в.) Он был членом академии. Его творчество характеризуется особой каллиграфичностью и нервностью рисунка. Наибольшей выразительности штриха и линии он добился в известном портрете танского поэта Ли Бо, которого изобразил в профиль с помощью почти одной непрерывной линии.