Особенно интересны развивавшиеся в буддийских стенных росписях при танской династии обрамления центральных композиций, в которых изображались многочисленные легенды из жизни Будды. В этой части росписей художники чувствовали себя более независимыми от связывающих уз канона и отразили в них интерес к реальному миру, жизни простых людей, животных, пейзажу.
Светская живопись. Главным центром развития живописи в периоды Тан и Сун был дворец императора. Сильнейшие придворные живописцы являлись одновременно крупными чиновниками, учеными, поэтами, каллиграфами. Многие из них в то же время участвовали в создании росписей в буддийских и даосских храмах, а также писали иконы на шелке и холсте. Прогрессивную роль играло основание Академии Ханьлинь, куда стали входить и лучшие мастера живописи.
Живопись «фигур». ЯньЛи-бэнь. Выдающимся художником начала правления Танов был Янь Ли-бэнь (600—673), происходивший из семьи крупных придворных живописцев. Сменив брата, он стал одним из двух первых чиновников страны. («Один — сильнейший в военном деле, второй — лучший в области искусства».) Янь Ли-бэнь работал над «живописью фигур», продолжая и значительно развив традиции Гу Кай-чжи. От его многочисленных произведений сохранился лишь один подлинный свиток с портретами тринадцати императоров династий Хань до Суй, хранящийся в Бостонском музее. В нем он создал яркие образы людей, живших задолго до его времени. Его портреты выразительны и обнаруживают тонко переданные индивидуальные черты характера.
Всеобщее восхищение современников Янь Ли-бэня и позднейших критиков вызывала несохранившаяся картина «Приношение дани». Художник изобразил в ней бесконечные процессии иноземцев, проявив присущее ему чувство глубокого интереса ко всему новому, что попадало в орбиту его внимания. Вместе с тем в этом свитке нашло прямое отражение свойственное эпохе широкое общение Китая с множеством народов и стран, представители которых съезжались ко двору танских императоров.
Могучий талант Янь Ли-бэня связывала придворная обстановка. До нас дошли сетования художников на мелочные поручения императора, унижавшие его достоинство и отвлекавшие от основных творческих задач, над которыми работал мастер.
У Дао-цзы. Крупнейшим мастером эпохи был У Дао-цзы (первая половина 8 в.). Его богатое творческое наследие погибло в периоды разрушения храмов. Но с его именем связываются традиции, которым следовали многие художники, создававшие росписи в пещерах Могао (монастырь «пещеры тысячи будд», Дунь-хуан). Сохранившееся из числа немногих подлинное произведение У Дао-цзы — вырезанное на камне изображение божества Гуань Инь, бывшего одним из его любимых сюжетов. Образ божества трактован художником с предельным чувством жизни. Меняющаяся в каждой извилине линия полна выразительности и тончайших оттенков в передаче лица, тела и ниспадающих складок одежды.
Чжоу Фан. В творчестве Чжоу Фана (780—810) совмещался интерес к различным сюжетам. Наряду с буддийскими и даосскими темами он постоянно обращался к придворному быту. Во дворце древностей (Гугун) в Пекине хранится свиток живописи Чжоу Фана «Придворные дамы». На гладком шелке в ритмичном чередовании он изобразил женщин в нарядном платье, цаплю и двух маленьких собачек, с которыми они играют. Плавные и выразительные движения фигур, подчеркнутые складками живописно ниспадающих тканей одежды, богатый колорит, изящество рисунка оказывают Чжоу Фана чутким живописцем придворного быта, в изображении которого он сумел осветить быт придворной среды и специфические черты своей эпохи.
Анималистическая живопись. Одновременно развивается и анималистическая живопись. Так, художник Хань Ган (8 в.) сосредоточил внимание на изображении лошадей из конюшни императора, в которой насчитывались десятки тысяч коней редкой породы. Художник Тай Сун (8 в.) писал буйволов. Редкие сохранившиеся произведения этих художников свидетельствуют о достижении большого совершенства в выбранном ими жанре.
Пейзаж. Интерес к изображению пейзажа прослеживается в китайской живописи еще в Ханьское время. В каменных рельефах Сычуани встречаются изображения гор и деревьев, иногда лесных зарослей, среди которых идет охота. Значительно больше места уделяется пейзажу в росписях пещерных храмов периода Вэй и последующих.
Впервые в качестве самостоятельного жанра пейзаж отвоевывает право на существование с 7 века. Шань-шуй — «горы и воды», направление, которому отныне стала принадлежать ведущая роль в развитии китайской живописи во все последующие времена.
Двумя крупнейшими художниками пейзажной живописи, работавшими в различной манере, были Ли Сы-сюнь (651—716) и Ван Вэй (699—759, Мо Цзи). Оба художника занимали крупные государственные посты. Подлинные произведения обоих мастеров не сохранились.
Ли Сы-сюнь. Ли Сы-сюнь создавал грандиозные феерические композиции, в которые вносил множество мелких деталей, всегда умело подчиняя их единому композиционному замыслу. Его живопись отличалась утонченностью и сочным колоритом, с преобладанием бархатистых, изумрудно-зеленых тонов рядом с темно-красными и золотистыми. Он любил освещать вершины гор последним лучом заходящего солнца. Нередко применял золотой контур. Он писал с высокой точки зрения бесконечные просторы горных цепей и водных пространств, в которые вкладывал ощущение бесконечности видимого мира. Его произведения оставили глубокий след в дальнейшем развитии пейзажной живописи и вызывали многочисленных последователей.
Ван Вэй. Ван Вэй (после принятия монашества Мо Цзи) совмещал искусство художника, музыканта, каллиграфа и поэта. И в поэзии, и в живописи он прежде всего был лириком. Стихи его дошли до нас и дают право непосредственной оценки его творчества. Ван Вэй любил и воспевал природу. Он видел природу глазами поэта, умевшего осветить наиболее привлекательные ее черты. И его стихи, и пейзажи (по копии картины «Прояснение после бури в горах») часто проникнуты грустным настроением, которое он умеет показать путем красивых, выразительных сопоставлений.
За плетнем из магнолий
Угасающий отблеск зарницы
Уж осенние горы вобрали.
За передними — в темные дали —
Устремились отставшие птицы.
Яркий свет и темная зелень
Различаются ясно порою:
Видно сумерки горною мглою
Никуда еще не осели.
(Ван Вэй. Перевод Ю. К. Щуцкого. «Антология китайской лирики». 1923)
Его глубокое чувство природы позволяло ему создавать картину, иногда не считаясь с временами года и помещая одновременно явления четырех сезонов сразу. Для Ван Вэя характерен серебристый монохромный колорит, иногда расцвеченный зеленоватыми тонами. Наряду с пейзажами Ван Вэй уделял много внимания буддийским сюжетам.
Искусство периода «пяти династий». С середины 8 века начинается политическое и экономическое ослабление страны. Укрепление отдельных феодалов, концентрирующих в своих руках огромное количество земель и стремившихся к полному закабалению крестьян, вызывало подъем крестьянских восстаний и подготовило почву для нашествия кочевых племен и распада китайского государства. «Период пяти династий» предшествует новому объединению страны в 960 году на меньшей территории под управлением династии Сун (960—1279).
В 10 веке значительное развитие получает пейзажная живопись. Художники ищут новых средств для выражения своего отношения к природе. Постоянное наблюдение природных явлений и их глубокое изучение приводят к новым достижениям в передаче воздушной среды, перспективы, освещения. Настойчивые искания художников имели большое значение для дальнейшего развития китайской живописи.
Сохранились имена крупнейших мастеров этого времени (пейзажист и теоретик Цзин Хао, мастер живописи «цветов», Хуан Цюань — основатель метода «бесконтурной» живописи и др.), но их произведения почти не дошли до нашего времени.
Большие сдвиги наблюдаются и в других живописных направлениях. Так, например, среди произведений фигурной живописи большой известностью пользуется картина придворного художникаГу Хун-чжуна (910—980) «Ночная пирушка» (Гугун, Пекин), исполненная по заказу императора. С большим мастерством, в замечательном колорите Гу Хун-чжун изобразил несколько эпизодов ночного праздника в доме знатного вельможи.