Памятники первобытнообщинного периода. Характерными произведениями для первобытнообщинного периода являются керамические изделия из бледно-желтой или красноватой глины с свободной декоративной буро-красной или коричневой росписью. Чрезвычайно выразительны простые геометрические узоры, наносимые в полной гармонии с простыми обтекаемыми формами сосудов, носящих следы гончарного круга и лепки от руки. Впервые керамика подобного типа была обнаружена возле селения Яншао в провинции Хэнань. Позднее такие же изделия были найдены и во многих других провинциях Китая. Это свидетельствует о широком распространении так называемой «культуры Яншао» далеко за пределами Хэнани.
Период Инъ-Шан. 2 тысячелетие до н. э. — период распада первобытнообщинного строя и формирования рабовладельческого классового общества (период Инь-Шан 14—12 вв. до н. э.). В этот период уже появляется иероглифическое письмо, о чем свидетельствуют древнейшие письменные памятники (надписи на камнях, щитах черепахи, костях жертвенных животных; «Шицзин» — книга песен). От этого времени сохранились остатки архитектурных сооружений. Десятилетние раскопки китайской Академии наук в городе Аньяне (1927—1937) обнаружили развалины храма и дворца с остатками колонн. Здесь же были найдены каменные скульптуры людей и животных (бык, тигр и др.), изображения которых носят обобщенный стилизованный характер. Сохранились немногочисленные фрагменты стенных росписей, исполненных в сочных красных, черных и белых тонах.
Тогда же в Китае появляется бронзовое литье, в котором находят дальнейшее развитие формы и узоры, возникшие первоначально в керамике, впитавшей элементы резьбы по дереву, кости и камню.
Сосуды, выполненные в бронзе, обычно заполнялись целиком тонким линейным орнаментом, исполненным в низком рельефе. Фоном служил меандр или спирали, символизировавшие гром или облако. Составные части узоров, среди которых различаются бык, баран, змея, птица, цикада, дракон и маска фантастического животного «тао-те», композиционно подчинявшая все другие, носят тотемистический характер. Они ведут свое происхождение от древних верований китайцев, обожествлявших силы природы и веривших в загробное существование, связанное с культом предков. Под воздействием страха перед ее непонятными явлениями и желания защитить себя от них развивалась самобытность китайского искусства, черты которой живут и в современном искусстве китайского народа.
В 1 тысячелетии до н. э. в Китае складываются самостоятельные государства, которые непрерывно борются между собой. Более сильные поглощают более слабых. Самым значительным было государство Чжоу (12—5 вв. до н. э.). Искусство этого времени продолжает развивать старые традиции, и по стилю чжоусские памятники близки к шанским.
С середины тысячелетия наблюдаются новые явления в жизни Китая. Входит в употребление железо. Ярче выявляется разделение земледелия и ремесла (специализация по районам). Растут торговля и денежное хозяйство, о чем свидетельствует раннее появление монет. Нарастающее обострение классовых противоречий между слабеющей старой родовой знатью и купечеством находит отражение в ожесточенной борьбе на идеологическом фронте между разными философскими направлениями — конфуцианством, даосизмом и фацзя. Тяга к централизации государственной власти для защиты интересов новых крепнущих слоев населения особенно нарастает в период «Борющихся царств» (5—3 вв. до н. э.).
Искусство периода «Борющихся царств». Раскопки 1954 года богатейшего погребения времени «Борющихся царств» возле г. Чанша раскрыли новые стилистические черты в искусстве, окончательно развившиеся в следующий период Хань (3 в. до н. э. — 3 в. н. э.). В это время уже существовала станковая живопись, о чем говорит обнаруженная при раскопках часть картины с изображением на шелке девушки, феникса и дракона. Богата колоритом и своеобразием решений сюжетных и орнаментальных композиций живопись оригинальных по технике лаковых изделий. Широко развито шелкоткачество, известное со 2 тыс. до н. э.
В бронзовом литье упрощаются формы сосудов, и на смену рельефному символическому орнаменту приходят изображения сцен охоты, исполненные нередко в новой технике инкрустации разноцветными металлами. С этого времени значительное место во всех видах искусства уделяется изображению человека.
Искусство периода Хань. В 3 веке до н. э. мелкие государства объединяются в могущественное государство, во главе которого становится династия Цинь (256—206 гг. до н. э.), а затем Хань (206 г. до н. э. — 221 г. н. э.). Централизация государственной власти и стремление к ее укреплению вызвали многочисленные административные реформы. Страна была разделена на провинции, куда назначались чиновники из центра. Расширялась сеть городов и улучшалась дорожная связь между ними. Письменные источники и археологические данные свидетельствуют о строительстве многочисленных храмов, дворцов, ирригационных сооружений. На 750 километров протянулась «Великая китайская стена» для защиты богатого оседлого Китая от нападения кочевников. Под ее прикрытием передвигались караваны, осуществлявшие регулярные торговые и культурные связи Китая с Средней Азией, Ираном, Индией и Причерноморьем. Большое развитие получили науки, в том числе астрономия, математика, медицина. Нам известны имена крупнейших историков, писателей, поэтов и их произведения. Назрела необходимость в упрощении письменности.
Претерпевают изменения и идеологические учения, в которых отразились сдвиги, происходящие в общественной жизни Китая. Реформированное при династии Цинь конфуцианство, ранее бывшее идеологией родовой знати, отныне становится официальным государственным учением, включившим культ императора. Даосизм из философского учения превращается в религию и наряду с проникшим на рубеже нашей эры буддизмом существует в течение ряда веков.
Ханьское искусство, продолжая тенденции, выявленные в период «Борющихся царств», достигает зрелости и совершенства. Центральное место в живописи, скульптуре, так же как и в прикладном искусстве, уделяется изображению человека. Наиболее яркое выражение это находило в живописи, почти не дошедшей до нас. По данным письменных источников известно о значении портретной живописи и ее большом развитии, подготовившем появление в середине 4 в. глубоко психологичного и утонченного мастера «фигурной живописи» Гу Кай-чжи. Остатки стенных росписей, обнаруженные в погребальных камерах, дают лишь отдаленное представление о достижениях ханьской живописи.
В архитектуре, как показывают находки археологов, уже четко выражены основные принципы конструкции, существующие в Китае до последнего времени. В монументальной скульптуре наблюдается некоторая обобщенность образа и вместе с тем обнаруживается внимание скульптора к строению костяка, что в значительно большей мере обнаруживают глиняные погребальные статуэтки людей и животных, полные жизненных черт и непосредственности. Различный характер носят рельефы погребальных сооружений. Черты каноничности и условности наблюдаются в хорошо известных рельефах погребального храма семьи У (Шаньдун, 2 в.) с изображением торжественных процессий, мифологических и исторических сцен, размещенных преимущественно в горизонтальных поясах. Примером иного стиля могут служить рельефы из Сычуани, которые отличаются большей простотой и живостью трактовки изображаемого, вниманием к бытовым сюжетам (соляные копи, театральные и цирковые сцены, охота и др.), а также ярко выраженным интересом к воспроизведению природы, которая все больше привлекала художников, предрешая самостоятельную роль пейзажа с 7 века и его расцвет в период средневековья.
В бронзе, керамике преобладает простота форм. Большого расцвета и мировой известности достигают в это время все отрасли художественного ремесла, проявляющие так же, как и другие виды искусства, черты зрелости национального стиля, на основе которых развивалось китайское искусство во все последующие времена.
<<< Искусство Средних Веков. Искусство Индии. Феодальный период. Прикладное искусство.