С прекращением иноземных вторжений стала укрепляться экономика страны, развиваться сельское хозяйство. Земли концентрировались в руках крупных феодалов. Одновременно укреплялась государственная собственность на землю и была введена система надельного землепользования.
Формирование молодого феодального государства выдвинуло необходимость использования нового идеологического течения. Буддизм, проникший из Индии в Китай через Центральную Азию на рубеже нашей эры, пришел на смену конфуцианству и в короткий срок завоевал крепкие позиции в стране. Широкая популярность религиозно-философского учения, называемого «Махаяна», объясняется тем, что оно впитало местные религии и народные культы, с включением в буддийский пантеон Конфуция, Лаоцзы и многих китайских легендарных героев. Развитие синкретизма трех основных религиозно-философских течений — буддизма, конфуцианства и даосизма происходило одновременно с острой борьбой между представителями трех идеологических направлений. За каждым из них стояли различные группы светских и церковных феодалов. Они все вместе помогали укреплению централизованной власти правительства и обеспечению феодальной собственности.
Буддийская церковь стала крупной политической и экономической силой в стране. Она пользовалась многими привилегиями. Так, возможность освобождения крестьян от налогов позволяла привлекать в монастыри рабочие руки, что при накоплении земель церковными феодалами значительно укрепляло экономику монастырского хозяйства. На этой основе в монастырях собирались крупнейшие культурные и художественные силы страны. Лучшие художники работали над созданием и украшением буддийских монастырей.
К началу 6 века в Китае насчитывалось до 50 тысяч различных культовых сооружений. Многие из них не сохранились до нашего времени, уничтоженные или значительно поврежденные во время преследований буддизма в 5 и 9 веках.
Буддийская скульптура 5—6 веков. Среди монастырей, сохранивших ранние памятники буддийского искусства, наиболее значительны пещерные храмы Юньган (5—6 в.), возле г. Датун, в провинции Шаньси и монастыри «пещеры тысячи будд» («Цяньфодун» или Могао, 4 в.) близ г. Дуньхуан и Майцзишань (5 в.), оба в провинции Ганьсу. Отдельные памятники периода Вэй сохранились в монастырях Лунмынь, в провинции Хэнань; Тяньлуншань, в провинции Шаньси и других, возникших в 6 веке.
Храмы Юньгана, высеченные в песчаных скалах, насчитывают свыше 20 пещер различной величины — от 2—3 до 20 метров высотой. Они заполнены множеством скульптурных изображений буддийских святых. Стены покрыты рельефами, в которых излагаются сюжеты из буддийских легенд. Обращает внимание использование в орнаменте архитектурных конструкций.
В памятниках Юньгана в облике и позах святых, деталях одежды прослеживаются иконографические традиции, принесенные с родины буддизма — Индии. Наряду с элементами греко-буддийского искусства, пришедшего из Ганд-хары через Центральную Азию, наблюдаются черты центральноазиатского и иранского искусства. Однако уже в этот ранний период занесенное извне подчиняется полной творческой переработке и традициям старого китайского искусства.
В крупной скульптуре, достигающей иногда 15 метров высоты, ярче выявились особенности местного стиля. По сравнению с одновременными скульптурами из Майцзишаня, Лунмыня или Тяньлуншаня, в которых значительно мягче моделированы формы тела и складки одежды, в скульптурах Юньгана наблюдается некоторая угловатость обобщенных форм тела и лиц с заостренным носом и небольшим, полураскрытым в улыбке ртом. Плоское тело закрыто одеждой, лежащей строгими параллельными складками, образующими волнистый край.
Пещеры Майцзишаня, расположенные по склонам крутой горы, заполнены высеченной в камне скульптурой и частично сохранившимися замечательными стенными росписями.
Монастырь «пещеры тысячи будд» вырыт в лёссовой почве в склонах холмистого берега реки. В памятниках буддийского искусства этого монастыря соединилось творчество скульпторов и живописцев в силу использования в качестве основного материала и для стен и для скульптуры лёсса, смешанного с соломой и покрываемого росписью.
Буддийская живопись 5—6 веков. Ранние стенные росписи обоих монастырей исполнены с преобладанием гаммы светло-зеленых, голубых или коричневых, плотно-красных, серых тонов. Так же, как и в скульптуре, их отличают от более поздних вытянутые пропорции и ритмичность чередования фигур, характер передачи движения и особенно изображение летящих гениев-музыкантов в плавно развевающихся одеждах, подчеркивающих особую музыкальность ритма. движений.
Наряду с местными особенностями стиля и чертами многих художественных направлений в памятниках каждого монастыря выявляются общие черты, присущие буддийскому искусству периода Вэй. К ним следует отнести — вытянутые пропорции плоских фигур и отсутствие моделировки мышц тела; стилизацию одежды плоскими параллельными складками с условным фестончатым или зигзагообразным рисунком по краям. В изображении лиц святых отмечается условная улыбка, для них характерны полузакрытые глаза, создающие выражение самоуглубленности. Лица святых должны были воздействовать тонкой, условно переданной одухотворенностью и мистической таинственностью. Буддийское искусство этого времени — высоко рафинированное искусство, сознательно переключающее внимание молящегося от суетности мира к религиозной мистике.
Черты, отмеченные в буддийском искусстве периода Вэй, в некоторой степени прослеживаются в погребальных статуэтках, всегда отличавшихся большей простотой и непосредственностью выполнения.
<<< Искусство Средних Веков. Искусство Китая. Древний Китай.