Кустарные ремесла были распространены не только в городах, но и в сельских местностях, где в зависимости от природных условий или наличия какого-либо вида материала (слоновая кость, ценные породы дерева) процветал тот или иной вид прикладного искусства; всемирную известность получили кашмирская шерсть, эмали Джайпура, слоновая кость Траванкор-Кочина и т. д.
Глубоко народным видом искусства являются набойки — хлопчатобумажные ткани, на которых деревянными штампами отпечатываются многофигурные сцены (музыканты, танцовщицы, вереница зверей, целые сцены из крестьянской жизни и т. д.), поразительные по своей яркости, жизнерадостности и декоративности. В набойках нашел отражение колорит богатой тропической природы Индии.
Шелковая парча ручной работы, с золотой или серебряной нитью, предназначенная для высших каст, изумляет изощренностью и тонкостью рисунка, нежнейшими цветовыми сочетаниями, благородством орнамента.
Не менее знамениты кашмирские шали, тканные от руки из тончайшего пуха горных коз, окрашенного индиго, мареной или другими натуральными красителями. Обычно центральное поле шали делается синим, а бордюр из серо-красных фигур, напоминающих стручки перца, с мелким цветочным заполнением внутри. Кашмирские ткани столь тонки, что могут быть пропущены через перстень; производство их сложно, и часто ткач работает над одной шалью до полутора лет.
Большого разнообразия форм и орнаментации достигла выделка всевозможной утвари из бронзы, меди и стали.
Древнейшие виды народного творчества — резьба по дереву и слоновой кости — были распространены во многих областях Индии. Из дерева изготовлялась резная мебель, архитектурные детали, шкатулки, ларцы, статуэтки. Из слоновых бивней народные мастера делали целые композиции или скульптуры, изображающие божеств и героев эпоса.
<<< Искусство Средних Веков. Искусство Индии. Феодальный период. Живопись.
Искусство Средних Веков. Искусство Китая. Древний Китай. >>>