Ранние сооружения буддизма не имели скульптурных изображений великого учителя. Легенда о Будде тогда еще только зарождалась, а учение буддизма выражалось в храмовой скульптуре в виде символов (таковы колесо закона «чакра», зонтики, животные — границы света, священное дерево — «бодхи»), часть которых была заимствована из древнеиндийских культов. Во 2 веке до н. э. появляются рельефы на торана и оградах ступ по мотивам джатак — рассказов о прежних перерождениях Будды.
Возникновение скульптур Будды в храмовых сооружениях следует отнести к первым векам нашей эры, к правлению династии Кушанов. Обмен культурными ценностями с эллинистическим миром породил особый стиль — так называемый стиль греко-буддийского искусства, где нормы античного искусства были применены к буддийским темам. Это искусство называют также гандхарским — по месту первых находок. Антропоморфные изображения Будды воплощают идеализированный образ прекрасного и гармонического человека, напоминающего античного Аполлона. Характерно, что от эллинистического искусства искусство Гандхары восприняло идеализацию, а не портретность, так как это более всего соответствовало идеям буддизма, проповедовавшего самосозерцание, отрешение от суетного бренного мира (вообще портретная скульптура в Индии распространения не получила).
Прекрасным образцом гандхарской скульптуры является статуя «Будда, читающий проповедь». Сложенные руки Будды, мягкий овал лица, прямой нос, полуприкрытые глаза, струящиеся складки одежды — все это создает впечатление величавого спокойствия и глубокой думы. Скульптура особенно выигрывает в обстановке храма, где полумрак пещеры, голубоватый туман от курительных свечей и огненные точки их тлеющих верхушек усиливают настроение созерцания, тишины и покоя.
<<< Искусство Средних Веков. Искусство Индии. Рабовладельческий период. Архитектура.
Искусство Средних Веков. Искусство Индии. Рабовладельческий период. Живопись. >>>