Ступа в Санчи. Ступа в Санчи (250 г. до н. э.) — выложенное из кирпича и облицованное красным песчаником круглое в плане сооружение. Снаружи ступа имеет вид полусферы, возведенной на барабане. Она обнесена оградой с четырьмя воротами—торана (добавлены в 2—1 вв. до н. э.). Высота ступы 16,5 метра, диаметр основания — 36,6 метра. Внутри полусферы находится реликварная камера (для хранения урны с пеплом и других реликвий), наверху стержень с дисками «зонтами», имеющий символическое значение ступеней познания на пути к нирване.
Стамбха Ашоки. Стамбхи — монолитные столбы, завершенные фигурой животного, которые Ашока воздвигал в местах, связанных с историей буддизма. Стамбха Ашоки (район Бехар) высотою в 15 метров имеет капитель в форме перевернутого цветка лотоса (символ чистых побуждений), на котором покоится фигура льва (обозначение северной границы света). Стамбхи покрывались надписями, пропагандирующими религиозные и этические принципы буддизма.
Капитель из Сарнатха. Замечательная капитель высотою в 2,14 метра сохранилась от стамбхи в Сарнатхе (бассейн реки Ганга). Она представляет собой лотос с четырьмя полуфигурами львов. Материал — отполированный до блеска песчаник. В настоящее время капитель из Сарнатха является государственным гербом республики Индии.
Пещерные храмы. Третий вид культовых памятников буддизма — скальные храмы. По преданию Будда, призывавший учеников удалиться от суетного мира, читал свои проповеди в тишине, под деревом или на краю пустыни. После смерти Будды его последователи стали основывать монастыри в горных местностях, вырубая пещеры, часть из которых была храмами-чайтья, а часть — монастырскими кельями — вихара. В пещерных храмах воспроизводились частично формы «наземной» деревянной архитектуры.
Комплекс в Аджанте. Наиболее хорошо сохранился комплекс в Аджанте — 29 пещер над отвесным берегом реки Вагхора, которые были высечены в период с 3 века до н. э. по 7 век н. э. Чайтьи представляют собой прямоугольник с полуциркульным завершением против входа, служившим местом для статуи Будды. Нефы отделены двумя рядами колонн, вырубленных из скального массива и поддерживающих перекрытие килевидной формы. Его разрез на фасаде, над входом дает так называемое «солнечное окно» — единственный источник освещения чайтьи. Капители колонн и фасадная стена чайтьи сплошь покрыты скульптурой. Но особенно замечательны аджантские пещеры своими росписями (см. ниже).
Оформление комплекса Аджанты падает на период династии Гупта (320— 535), объединившей север и часть Центральной Индии. Время Гуптов — наивысший расцвет индийской культуры позднерабовладельческой эпохи во всех областях. В эти годы получили свое наивысшее развитие архитектура, живопись, наука, литература, драматургия (Калидаса).
<<< Искусство Средних Веков. Искусство Индии. Рабовладельческий период.
Искусство Средних Веков. Искусство Индии. Рабовладельческий период. Скульптура. >>>