Наряду со скульптурой в Древней Индии была широко распространена монументальная живопись. Это доказывается остатками фресок в Багхе, в пещерах Цейлона и в особенности наиболее хорошо сохранившимися росписями Аджанты. Росписи Аджанты. Темой росписей служат джатаки — предания о жизни Будды, например «Бодисатва с цветком». Бодисатва — существо, достигшее нирваны, но оставшееся на земле для помощи людям. Буддийские легенды воспринимаются в бытовом плане и трактованы реалистически. В цветовой гамме преобладают теплые охристые тона. Несмотря на то что росписи создавались разновременно (5—7 вв.), они производят чрезвычайно целостное впечатление и очень высоки по своим художественным достоинствам. Живопись Аджанты дает оригинальные, исконно индийские черты и в отношении техники и в отношении эстетических идеалов. Например, сцена «Умирающая принцесса» изображает прекрасную девушку с нежным овалом лица и огромными удлиненными глазами. У нее гибкие руки, очень тонкая талия и довольно широкие бедра — таков идеал красоты, сложившийся в Древней Индии и сохраняющийся до сих пор. Особенно поражают в этой сцене глубокий психологизм, многообразное выражение чувств героев. С тревогой и болью обмениваются взглядами служанки, которые растерянно и нежно поддерживают свою госпожу. Высокое художественное мастерство, гуманизм и народность делают школу живописи Аджанты великим национальным наследием и гордостью индийского народа.
<<< Искусство Средних Веков. Искусство Индии. Рабовладельческий период. Скульптура.
Искусство Средних Веков. Искусство Индии. Феодальный период. >>>
Иллюстрации к разделу >>>