С конца 5 по конец 8 века художественные традиции варваров играют преобладающую роль в большей части Западной Европы, и вследствие этого указанный отрезок времени обозначается в истории западноевропейского искусства как период искусства варваров. В связи с большим значением в этот период раннего средневековья государства франков, где господствовала тогда династия Меровингов, он нередко называется также периодом меровингского искусства. Термин этот более закономерно, однако, применять лишь в приложении к памятникам, создававшимся, за означенные столетия, на территории современной Франции.
Архитектура варваров. О ранней архитектуре варварских народов, осевших в Западной Европе, мы знаем, главным образом, из письменных источников.
Обычным видом было деревянное зодчество, памятники которого нередко были украшены обильной декоративной резьбой. С принятием христианства в церковной архитектуре утверждается тип базилики, а вместе с тем и каменное строительство.
К числу самых ранних памятников архитектуры варварских народов относится гробница остготского короля Теодориха в Равенне (526—530). Это монументальное сооружение отличается особой лаконичностью своего внешнего облика. Циклопический характер постройки выступает отчетливо в самой конструкции сооружения. Внутри мавзолей состоит из двух помещений, расположенных друг над другом, купол его высечен из огромного монолита. В целом гробница сурова и вместе с тем величественна.
Наиболее ранние крупные церкви 6—7 веков были впоследствии перестроены, но на территории теперешней Франции сохранилось несколько небольших церковных зданий. Наиболее известными являются баптистерий в Пуатье (7—8 вв.) и крипта (в былое время самостоятельная постройка) святого Лаврентия в Гренобле (того же времени). Оба здания представляют крытые коробовым сводом прямоугольные пространства с примыкающими к ним небольшими абсидами (абсидиолами). Расположенные у стен грубоватые в деталях колонны служат не столько конструктивным, сколько декоративным целям.
Декоративное искусство варваров. В художественной культуре варваров изобразительная сторона была развита слабо. Зато орнаментально-декоративные формы отличались чрезвычайным богатством. Особенно высоко стояла при этом техника художественной обработки металлов. Памятники этого искусства находят на огромном протяжении — от берегов Черного моря до Британских островов, в погребениях и кладах. Чаще всего встречаются фибулы (застежки, пряжки), украшения оружия, декоративная утварь, а также, со времени принятия христианства, предметы культа: чаши, кресты, оклады церковных книг. Для подобных изделий крайне характерно сочетание металла с цветными камнями или окрашенным стеклом, в особенности золота или золоченой меди с гранатами и рубиново-красным стеклом. Примерами подобной техники являются происходящие из Чезены (Северная Италия) фибулы в форме стилизованных орлов с распластанными крыльями (Париж, Музей Клюни и Нюрнберг). Наряду с декоративными мотивами, заимствованными из мира птиц и животных, широкое распространение получили плетения. Из особенно выдающихся памятников этого типа следует назвать золотую с красными инкрустациями рукоятку и такое же украшение ножен меча (Париж), происходящие из погребения франкского короля Хильдерика (?—481), и ряд так называемых «вотивных» корон (короля Рецесвинта и др.), обнаруженных в кладе, найденном в середине 19 века в Гварразаре около Толедо (находятся в Париже, в Музее Клюни и в Мадриде). Подобные короны, представляющие, в основном, богато орнаментированный металлический обруч, приносились в дар церквам и подвешивались как украшение на их аркадах.
Миниатюра меровингов. В искусстве франков видное место занимают также рукописи с миниатюрами. Со времени принятия варварами христианства средоточием умственной жизни и центрами церковного образования в течение многих веков в Европе являлись, главным образом, монастыри. Среди различных отраслей монастырского хозяйства, в особенности при крупных аббатствах, имелись специальные мастерские — «скриптории», где писались и украшались книги, требовавшиеся как для церковных нужд, так и для обучения. В рассматриваемый ранний период средневековья особенно распространены были Евангелия, поучения отцов церкви и богослужебные книги (лекционарии, сакраментарии). Скорее как исключение, из тех же мастерских выходили и книги светского содержания (рукописи законодательного характера, хроники, грамматики). Украшение меровингских рукописей носит орнаментальный характер, причем особенно показателен для них так называемый изоморфический тип инициалов, остов которых образуют стилизованные рыбы, птицы, животные, а иногда и человеческие фигуры. В качестве образцов типичных памятников может быть назван «Геллонский сакраментарии» в Парижской национальной библиотеке (ок. 780). Миниатюры изобразительного характера встречаются в меровингских рукописях крайне редко. Насколько в подобных случаях художники оказываются беспомощными в передаче человеческой фигуры, свидетельствует, например, изображение стоящей фигуры (законодатель?) в «Сборнике законов варваров» в Библиотеке Сент-Галлена (ок. 798).
Пластика варваров. Тот же примитивизм в изображении человека наблюдается и в пластике. В века, следующие за переселением народов, статуарная скульптура исчезает из западноевропейского искусства на несколько столетий. Искусство, если не считать изделий прикладного характера, служило тогда чуть ли не целиком церкви, а в ее кругах представление о круглой, особенно монументальной, скульптуре долго ассоциировалось с язычеством и идолопоклонством. В неменьшей степени исчезновение статуарной пластики было, однако, обусловлено тем обстоятельством, что эта форма искусства была чужда художественным навыкам осевших теперь в Европе варваров.
Искусство рельефа претерпевает существеннейшие изменения. Он становится плоским и приобретает преимущественно орнаментально-декоративный характер. Подобными рельефами вплоть до романского периода украшались архитектура, кивории (сооружения над алтарями), передние стенки алтарных престолов (так называемые антепендиумы), саркофаги и пр. В качестве особенно часто встречающихся орнаментальных форм можно назвать плетения из лент и жгутов, сохранившиеся от раннехристианского искусства изображения побегов виноградных лоз, декоративных крестов, венков с монограммой Христа, птиц, клюющих грозди или пьющих из чаши. Этот тип орнаментации наблюдается, в частности, на меровингских саркофагах, среди которых наиболее известным является саркофаг в Муассаке (7—8 вв.).
Близкие к меровингскому искусству стилистические черты наблюдаются также и в Северной Италии в искусстве лангобардов. И здесь наблюдаются утрата элементарной правильности изображения человеческой фигуры и господство плоскостного стиля. Характерным примером служит названная по имени заказчика, аквилейского патриарха, мраморная «Плита Зигуальда», составляющая одну из стенок балдахина баптистерия в Чивидале (762—776).
Ирландская миниатюра. Иной стилистический характер, по сравнению с искусством франков и лангобардов, имеют памятники островной группы — Ирландии и Англии. Здесь слагается и получает широкое распространение своеобразный орнаментальный стиль, особенно полно выраженный в области миниатюры. Его характерными особенностями являются крайняя абстрактность и линеарно-плоскостная трактовка форм, распространяющиеся на изображение человека. Родиной этой миниатюры считается Ирландия, рано принявшая христианство и игравшая крупную роль в распространении его в Западной и Центральной Европе. Основанные ирландскими миссионерами монастыри, сеть которых простиралась вплоть до Италии, являлись важными рассадниками данного стиля, окончательно сложившегося, по-видимому, около 700 года в Западной Англии, в Нортумбрии. Главнейшими памятниками рассматриваемой школы миниатюры, традиционно обозначаемой как «ирландская», являются несколько Евангелий: так называемая «Книга из Дурроу», «Келлская книга», «Евангелие из Эхтернаха», относящиеся к 8 веку. Непременной принадлежностью подобных рукописей является крупный инициал начальной страницы, занимающий в высоту не менее ее половины. В своем строении эти инициалы отличаются простыми и крупными геометрическими формами, в пределах резких очертаний которых все плоскости заполняются сложнейшим и тончайшим орнаментом. Орнаментация, использующая и сливающая мотивы самого разнообразного происхождения — искусства древних кельтов, англо-саксов, коптов христианского Египта, народов Передней Азии, представляется исключительно богатой и разнообразной. В качестве наиболее часто встречающихся мотивов можно назвать спирали, даваемые чаще всего в сочетании с раструбами (так называемый спирально-трубчатый орнамент), лестничный мотив из ломающихся под прямым углом линий, шахматный узор и, в особенности, характерный для этого стиля зверино-ленточный орнамент. Ленты, наделенные на концах змеиными или звериными головами, сплетаются в этих рисунках в сложные композиции. Часто использовались также точки, бегущие вдоль очертания букв и изображений. Особенно широко были распространены символические изображения евангелистов. Миниатюры с другими сюжетами встречаются как исключение.
При создании образов человека от реальной человеческой фигуры сохранялись лишь основные элементы, без которых изображение вообще было бы непонятным. Ангел в «Книге из Дурроу» уподобляется плоской, покрытой геометрическим орнаментом стеле, к которой приставлена голова в повороте и ноги, показанные в профиль, в то время как руки отсутствуют. В «Эхтернахском Евангелии» тот же символ вырисовывается из трех пар волютообразных элементов, напоминающих турецкие бобы и, если бы не голова над ними и тонкие кисти рук, в них невозможно было бы признать очертания человеческой фигуры.
Что касается технической стороны миниатюр, то они выполнены пером, с редким каллиграфическим мастерством, без какой бы то ни было моделировки и плоско раскрашены акварелью. Золото и серебро не применяются в них вовсе. Из красок чаще встречаются зеленая, кирпично-красная и желтая; иногда к ним присоединяется лиловая и в редких случаях голубая. Подобным образом украшались не только рукописи, но и произведения прикладного искусства, а также крайне характерные для Ирландии и Англии большие каменные придорожные кресты (Бьюкестль, Рутвель и др.).
Варварское искусство Скандинавии. Чем больше мы удаляемся от очагов античной культуры, тем сильнее проявляются и дольше держатся традиции варварского искусства. Это имеет место, в частности, в Скандинавии. Одним из самых распространенных видов художественного творчества была резьба по дереву, применявшаяся как в оформлении предметов бытового назначения, так и в архитектуре. Для знакомства с искусством Скандинавии исключительно важное значение имеет обнаруженное в самом начале текущего столетия большое варварское погребение в Осеберге, близ Осло, в Норвегии. В погребении этом, по-видимому королевы Осе (около 800 г.), имелся большой корабль, на котором находились покрытые резьбой телега и несколько саней, утварь, ткани и пр. В орнаментации резьбы по дереву доминирующим мотивом служат причудливые ленты — животные, переплетающиеся и кусающие друг друга. Напряженность и динамика орнамента делают его гораздо более выразительным, чем многочисленные, но крайне примитивные изображения сражающихся людей, встречающиеся рядом с указанным орнаментом.
В скандинавском искусстве высокого уровня достигали также изделия из металла, служившие, главным образом, для украшения одежд и оружия. На некоторых из таких предметов встречаются изображения человека. Так, на известных бронзовых пластинках из Торслунда (Швеция, 7 в.) представлено несколько рельефных групп: поводырь с медведем, воины, из которых один одет в медвежью шкуру, танцующие какой-то ритуальный танец, и др. Эти изображения с точки зрения передачи натуры значительно совершеннее упоминавшихся выше, тогда как неоднократно встречающиеся наскальные изображения с повествовательными сюжетами из народных саг (так называемые «рунические камни», камень из Рамсундсберга и др.) отличаются примитивным и условным рисунком.
Искусство Средних Веков. Искусство Стран Западной Европы. Искусство периода каролингов. >>>