Фрески Цаленджихи в Грузии (Мингрелия), исполненные в конце 14 века артелью во главе с выписанным из Константинополя мастером Киром Мануилом Евгеникой, отражают тот новый этап развития искусства, когда преимущественное значение приобретает графическая манера с ее несколько суховатой тонкой штриховкой.
В 13 веке искусство Болгарии и Сербии приобретает ярко выраженные национальные черты, тем не менее связи его с Византией не нарушаются.
Одной из характерных славянских особенностей является украшение архитектурных памятников в 13—14 веках узорами из кирпичей, чередующихся с каменными плитами; иногда их оживляют вставки поливных чашечек или розеток. Возможно, отсюда этот прием распространился и в византийскую столицу.
Главным художественным центром так называемого Второго Болгарского царства был г. Тырново, где сохранились остатки многочисленных однонефных маленьких церковок со следами росписей. Крупнейшим памятником тырновской школы является Боннская церковь близ Софии (1259). При традиционной византийской системе расположения росписей здесь встречаются изображения национальных святых, портреты основателей и болгарских царей. Стремление к передаче душевных движений, поэтическая одухотворенность некоторых образов свидетельствуют о высоком мастерстве художников.
Для Сербии, более тесно связанной в своем историческом развитии со странами Запада, в особенности с Италией, характерно нарядное наружное убранство зданий. Прославленная церковь Богоматери в Студенице (1190) замечательна гармонией пропорций, красотой силуэта, а также внешней отделкой. Облицовка белым и серым мрамором, декорирование рельефными изображениями в виде масок людей и животных аркатурного фриза, богатое оформление порталов и окон выделяют ее среди других памятников. Интересен своим декоративным оформлением также и храм в Дечанах (14 в.). Наряду с этим в ряде македонских и сербских памятников широко применялась и декорировка узорами из кирпичей.
Наиболее передовой характер имела сербская живопись. Превосходными памятниками 13 столетия являются фресковые росписи Милешева и особенно Сопочан. И там и здесь имеются не только портретные изображения основателей — индивидуальные черты приданы и отдельным святым, которым нередко свойственна народность типов. В роспись Сопочан введены и исторические композиции. Расширение повествовательное™, усложнение самих сцен, эмоциональность образов — все эти черты говорят о бурном поступательном развитии искусства. В сценах «Успение» и «Распятие» в Сопочанах фигуры переданы погруженными в глубокую скорбь, евангельским событиям придано глубокое жизненное содержание. Манера исполнения отличается свободной живописностью.
Еще более обогащается содержание росписей в 14 веке: вводится много новых сюжетов, персонажей и бытовых деталей.
Под сильным влиянием византийского искусства выполнены росписи церкви Иоакима и Анны в Студенице. Изображения отличаются удлиненными пропорциями. Фигуры нарисованы в развевающихся одеждах с дробными складками. Большим национальным своеобразием отличаются фрески Дечан. Живопись здесь не столь изыскана, иногда несколько грубовата, но зато выразительна и очень занимательна.
В последнее время расширяется представление о сербской иконописи, нередко исполнявшейся теми же мастерами, что и фрески. Наряду с произведениями, в которых обнаруживаются самобытные черты, здесь встречаются и образцы, близкие искусству Константинополя.
В сербских росписях 15 века наблюдается та же тенденция к размельченности и иконописности, то же нарастание графичности, что и в Византии. Однако лишь непосредственно перед турецким завоеванием начинается упадок этого замечательного искусства.
Турецкое завоевание прекратило существование византийского государства и его искусства. Это искусство на последнем этапе жизни империи развивалось в иных социально-экономических условиях, чем искусство того же времени в Италии. Византия не знала того экономического подъема и ранних форм капиталистических отношений, которые вызревали в это время на Западе. Ее искусство не опиралось на новые народные силы, оно не смогло порвать с консервативными традициями средневековья и выйти на путь широких реалистических исканий. На протяжении своего более чем тысячелетнего существования византийское искусство сыграло очень большую роль в развитии художественной культуры Западной Европы, южных славян, Древней Руси и Закавказья. Являясь прямой наследницей античной художественной культуры, а в большой мере и древних культур эллинизированного Переднего Востока, Византия многое сохранила от этого наследия в своем искусстве и затем неоднократно в разные периоды передавала его как странам Запада, так Древней Руси и Кавказу.
В прероманский период, когда на Западе еще только слагались основы нового европейского искусства, Византия была страной с развитой художественной культурой, и ее архитекторы и художники много раз призывались на Запад строить там каменные здания и украшать их мозаиками и фресками, которые потом служили местным мастерам образцами для изучения техники и переработки по-своему их стиля. То же самое имело место в 10—11 веках в Древней Руси в момент сложения нового Киевского государства, причем влияние Византии на древнерусское искусство неоднократно проявлялось и позднее, особенно сильно в живописи 14 века. В 13 веке византийская живопись сыграла немалую роль в развитии живописи Италии.
Историческое значение византийского искусства отнюдь не исчерпывается тем, что оно сохраняло в себе живую традицию античной художественной культуры. Разработав с наибольшей полнотой торжественный и репрезентативный стиль церковного догматического искусства, византийские художники превосходно разрешили целый ряд сложных художественных проблем, неизвестных или по-иному ставившихся в античном искусстве. Разработка больших циклов повествовательных композиций, углубленная характеристика образов священных персонажей, показ главного в содержании изображаемых событий и эмоциональная сила воздействия на сознание широких масс — все это требовало от художников упорных творческих поисков и глубоких обобщений в сочетании с наблюдениями над окружающей жизнью.
Задачи монументальных росписей стен культовых общественных зданий поставили византийских художников перед проблемой синтеза пространственных искусств и перед новой разработкой проблем линии, цвета, монументальной формы и т. п. Решения, которые были здесь найдены, в основном соответствовали идейному содержанию церковного византийского искусства, но, вместе с тем, часто выходили за пределы его абстрактной догматики и, соприкасаясь с жизнью, обогащали искусство чертами глубокой эмоциональности и большой художественной правды. Непрестанное обращение к традициям античного искусства, стремление сочетать жизненные наблюдения с иным по содержанию и задачам стилем придали художественным исканиям византийских мастеров новую и своеобразную красоту, раскрывавшуюся в их виртуозно разработанных линиях, форме, гармонии цветовых сочетаний.
<<< Искусство Средних Веков. Византийское искусство в 13—15 веках. Прикладное искусство.
Искусство Средних Веков. Искусство Стран Западной Европы. Искусство периода варваров. >>>