Искусство Средних Веков. Искусство Стран Западной Европы. Искусство периода каролингов.

Каролинги и общий характер их искусства. Последняя четверть 8 и первая половина 9 века в странах Западной Европы характеризуются крупным подъемом искусства, связанным с ростом политической мощи франков и созданием Карлом Великим первой империи средневековья. Империя эта не имела своей экономической базы и представляла временное и непрочное военно-административное объединение. Ее искусство, получившее название «каролингского», было в целом искусством господствующих кругов этого объединения. В стремлении государственной власти к упорядочению внутренней жизни империи и поднятию ее культуры заботы об искусстве занимали видное место. Запросы интеллектуального порядка, наблюдавшиеся в высших слоях тогдашнего общества, шли рука об руку со стремлением монархии окружить себя великолепием и пышностью, которые отвечали бы идее величия императорской власти. Созидательный период каролингского искусства длился неполное столетие. Первая половина и середина 9 века являются временем его расцвета. Не имея глубоких корней в социально-экономических условиях, оно вступает в полосу умирания, как только условия, вызвавшие его подъем, сменяются новым кризисом, переживаемым Западной Европой в связи с распадением империи Карла Великого и, в особенности, с нашествием норманнов, сарацинов и венгров.
Сознательное обращение к наследию поздней античности составляет одну из существеннейших черт каролингской культуры. В силу этого рассматриваемый период нередко обозначается как «каролингское возрождение». В сложении каролингского искусства крупное значение имели как элементы меровингского и ирландского искусства, так и воздействие форм, выработанных народами Востока, главным образом Сирией, с которой страны, входившие в состав империи Карла Великого, находились в оживленных сношениях.
Архитектура каролингов. Характерное для каролингского искусства обращение к классическому наследию сказывается в области архитектуры в преобладании среди сохранившихся церковных памятников строений центрического типа. Наиболее выдающимся примером является придворная капелла (ныне собор) Карпа Великого в Аахене. Построенная около 800 года и имеющая свой прототип в церкви Сан Витале в Равенне она представляет собой октогон, перекрытый восьмигранным куполом и окруженный обходом с эмпорами. По сравнению с Сан Витале формы отличаются большей тяжеловесностью и простотой, придающими капелле суровый и величественный вид. Другим значительнейшим памятником центрического типа является церковь в Жерминьи де Пре близ Орлеана, построенная тогда же (впоследствии была удлинена с западной стороны). В противоположность названным памятникам сохранившееся на территории бывшего монастыря в Лорше небольшое двухэтажное здание с тройным проездом внизу и только с одним залом наверху (так называемый «солариум», первая половина 9 в.) наглядно сочетает на фасаде классические и варварские архитектурные элементы. К первым относятся разделенные мощными колоннами три арки нижнего этажа, а также пилястры второго этажа. Соединение, однако, последних в виде треугольников говорит о пережитках древней деревянной архитектуры. Отголоском варварских традиций является и разноцветная кладка стен.


Дворцовая капелла в Аахене. Разрез

Из сохранившейся зарисовки монастыря Сен Рикье (нач. 9 в.) явствует, что каролингский период уже подготовил тип романской базилики с двойным трансептом, удлиненным хором и башнями, как примкнутыми к хору, так и возвышающимися над трансептами.
Монументальная живопись. Из ряда источников видно, что в создававшихся или украшавшихся в эту эпоху архитектурных памятниках — церквах, монастырских помещениях, дворцах — живописные росписи (в технике мозаики и фрески) были постоянной и важной частью их внутреннего убранства. От всех росписей на основной территории Франкского государства уцелели лишь единичные памятники. Наиболее наглядным примером их служит мозаика абсиды церкви в Жерминьи де Пре (806 г.). Необычная своим редким сюжетом (Ковчег Завета с указывающими на него ангелами по сторонам) и свидетельствующая о прямом воздействии раннего христианского искусства Востока, она отличается как оригинальностью форм, так и интенсивностью своего колорита. Первое, что обращает на себя внимание, это обилие золота и яркое синее небо. Из сохранившихся фресок к особенно важным принадлежат открытые незадолго до последней войны фрески со сценами из жития св. Стефана в Оксерре (до 859 г.). Естественность пропорций и движений фигур, частично одетых в современные художнику костюмы, и живописная манера исполнения с преобладанием коричневых тонов на голубовато-сером фоне, свидетельствуют о сильных реминисценциях реалистических установок поздней античности. Как выглядело убранство каролингского храма в целом позволяют представить недавно обнаруженные росписи на библейские и евангельские сюжеты в швейцарской церкви в Мюнстере (кон. 9 в.). Некоторые из фресок перенесены в Музей в Цюрихе.
Миниатюра каролингов. При ограниченности данных, касающихся монументальных росписей, для характеристики живописи каролингского периода особенно важное значение приобретают сохранившиеся в обилии памятники книжной миниатюры. Преобладание в идеологии раннего средневековья религиозного начала и крупнейшая роль церкви обусловили то, что каролингская книга в подавляющем большинстве случаев является книгой религиозного содержания, в частности, предназначенной для нужд церковного богослужения.
Обусловленная в своем развитии идеологией и вкусами придворно-аристократических кругов, миниатюра рассматриваемого периода наиболее показательна в книгах, изготовлявшихся для императоров и королей или подносившихся последними монастырям. Характерное для таких книг искание декоративной пышности приводит к красочности, преобладанию техники гуаши, применению золота и часто встречающейся сплошной окраске пергамента пурпуром. Наиболее распространенным видом изобразительной миниатюры являются композиции, представляющие евангелистов. Классовая природа каролингского искусства явственно дает себя знать в частых изображениях монархов. К концу периода повествовательные сюжеты встречаются довольно часто. Среди композиций орнаментального порядка, наряду с богатыми декоративными инициалами, для каролингских рукописей особенно характерны помещаемые в начале Евангелий таблицы канонов (параллельные столбцы, указывающие на главы и стихи отдельных Евангелий, относящиеся к тем же событиям), оформленные, как правило, в виде аркад и портиков.
Разнообразие форм, особенно в области орнаментации, позволяет различать многочисленные школы, связанные, преимущественно, с территорией современной Франции и прирейнскими частями Германии. Одной из наиболее характерных и первых по времени своего расцвета является школа, центр которой не выяснен и связывается то с Триром, то с Аахеном или Лоршем. Обозначаемая по первому приобретшему широкую известность ее шедевру —- Евангелию, написанному около 803 г. для аббатиссы Ады (Трир, Государственная библиотека), «Школою рукописи Ады», она называется также «Школою Годескалька» по имени художника, исполнившего около 781 года ее раннее произведение — Евангелие № 1203 Парижской национальной библиотеки. Как третий выдающийся памятник этой группы должно быть приведено Евангелие той же библиотеки, происходящее из монастыря св. Медарда в Суассоне (ок. 827). Несколько тяжелая пышность декоративного узора, применение пурпура и золота, подражание в орнаментации мозаикам из цветных мраморов или инкрустациям из античных резных камней являются основными чертами школы. Чрезвычайно показательна также принятая ею схема изображения евангелистов. Они сидят в обрамлении колонн и полуциркульной арки на троне, с пером и книгой в руках, спокойно задумчивые или в состоянии творческого порыва. Фигуры их воспринимаются как объемные формы в пространстве, и лишь в резких складках одеяний проявляются моменты стилизации.
Другая ранняя группа рукописей, где особенно выделяются так называемые «Евангелие Карла Великого» в Вене и «Аахенское Евангелие» (Аахен, собор), теснейшим образом примыкает к позднеантичным прототипам. Облаченные в белые тоги, евангелисты изображаются здесь в спокойных позах на фоне пейзажа, в котором передаются воздух и глубина пространства. Реальность образов и мягкая живописная техника служат наглядным свидетельством силы античных традиций. В указанных рукописях обыкновенно видят произведения мастерской, существовавшей при дворе самого Карла (так называемая «дворцовая школа»). Однако некоторые исследователи считают их памятниками раннего периода развития школы Реймса. Для последней показательны черты эскизности выполнения, явственно выступающие, между прочим, в вышедшей из этой школы знаменитой «Утрехтской псалтыри» (названа по месту хранения в Университетской библиотеке в Утрехте). Мы имеем в ней первую известную нам на Западе иллюстрированную псалтырь. Это совершенно новый, не встречавшийся ранее чисто графический тип миниатюры, где все выполнено пером и чернилами. Каждому из ста пятидесяти псалмов книги, равно как нескольким включенным сюда же молитвам, соответствуют иллюстрации, дающие образную интерпретацию текста. Здесь изображаются сцены сражения, охоты, пиры и т. д. Интерес к окружающему проявляется в реальности форм архитектуры, в многочисленных элементах быта, где, между прочим, не раз встречаются мотивы сельских работ, а также в остро схваченных изображениях животных.


Выезд на охоту. Рисунок из Утрехтской псалтыри



Пахота. Рисунок из Утрехтской псалтыри

К середине 9 века крупнейшая роль в области искусства миниатюры принадлежит мастерским двух монастырей — св. Мартина в Туре и близлежащего аббатства Мармутье. «Турская школа» выделяется прежде всего изяществом своей орнаментации, выработанной под прямым воздействием художественных изделий из металла. С другой стороны, в ней получают большое развитие и миниатюры изобразительного характера. Выделяется она также своими миниатюрами с торжественными, портретного характера, изображениями монархов. Они имеются в особенно известных рукописях школы — «Евангелии Лотаря» (ок. 840, Парижская национальная библиотека) и «Библии Карла Лысого» (ок. 850, там же).
Живопись Италии при каролингах. Стиль каролингской живописи проникает в Италию, где в Риме в первой половине 9 века наблюдается активная художественная деятельность. Наряду с исполненными в этот период мозаиками абсид Сайта Мария-ин-Доминика, Сайта Прасседе (обе 817—824) и другими, представляющими западное переложение искусства Сирии, здесь создаются также памятники, обусловленные воздействием искусства Севера. Главный пример — композиция «Вознесение Мадонны» в подземной церкви Сан-Клементе (847—855). Драматизм сцен, изображаемых в этой фреске, экспрессивность лиц должны быть всецело отнесены за счет тенденций каролингских школ.
Пластика каролингов. Крупный подъем искусства, наблюдавшийся в период каролингов, не захватывает монументальной скульптуры. Зато произведения мелкой пластики, в частности рельефы слоновой кости, получившие большое распространение, отличаются высоким мастерством. Многочисленные известные ныне изделия этой техники — рельефные пластинки, служившие, главным образом, для украшения окладов книг, пиксиды (цилиндрические сосуды для хранения облаток, реликвий, благовоний), литургические гребни, применявшиеся при церковных церемониях, и пр. указывают на существование ряда школ.
Наиболее ранней из них является так называемая «группа Ады», которая получила свое обозначение в силу стилистического сходства с миниатюрами одноименной школы. Для рельефов этой школы показательны близость к формам раннехристианского искусства, монументальность образов и плоскостный характер резьбы. Наиболее выдающимися образцами представляются две разрозненные доски с фигурами Христа, ангелов и другие, некогда принадлежавшие одному окладу из Лорша (в Музее Кристиано в Ватикане и в Кенсингтонском музее в Лондоне). Значительно большей оригинальностью отличается группа Лиутара (или Лиутгарда). Ее название происходит от имени мастера, исполнившего две резные пластинки, принадлежащие к шедеврам школы (представлены «Пророк Натан, упрекающий Давида за взятие в жены Вирсавии» и иллюстрация к 56-у псалму; Париж и Мюнхен). В отличие от произведений «школы Ады», в этой группе памятников доминируют повествовательные мелкофигурные композиции и живописное начало. Трактовка форм, пропорции фигур, их полные жизни и экспрессии позы стоят в исключительной близости к стилю реймской школы миниатюры. Более многочисленны, но зато художественно менее самостоятельны рельефы третьей группы, родиной которых считается Метц. К лучшим ее образцам принадлежит литургический гребень со сценой «Распятия» в Художественно-промышленном музее в Кёльне (9—10 вв.).
Высоким качеством отличались в каролингский период также изделия из серебра. В связи с тем, что памятники эти были сделаны из драгоценного материала, многие были впоследствии уничтожены. До нас дошли лишь единичные примеры, однако это подлинные шедевры. Таково знаменитое, выполненное неким Воль-виниусом и датированное 835 годом «Палиото» базилики Амброджио в Милане. Представляющее облицовку четырех сторон главного алтаря, оно содержит многочисленные (свыше 40) прекрасного рисунка рельефы из золота и золоченого серебра с изображением отдельных фигур или целых сцен (евангельские сюжеты, эпизоды из жития св. Амвросия и др.).
Наряду с рельефами каролингскими серебряниками делались для церквей и произведения статуарной пластики. Остов таких статуй изготовлялся из дерева и обивался металлическими листами. Знаменитым, дошедшим от дороманского периода, образцом подобных произведений является фигура св. Веры в Конке (кон. 10 в.). Святая изображена сидящей на троне, с простертыми руками, в одеянии, усыпанном драгоценными камнями. Напряженность позы, непомерно большая голова с крупными чертами и неподвижный взгляд расширенных глаз из эмали сообщают фигуре своеобразную выразительность.
Что касается техники литья из бронзы, то, судя по единичным, дошедшим до нас произведениям, она стояла в каролингский период на высоком уровне. О том свидетельствует, главным образом, знаменитая, происходящая из собора в Метце, конная статуэтка Музея Клюни (Париж), традиционно считавшаяся изображением Карла Великого.


<<< Искусство Средних Веков. Искусство Стран Западной Европы. Искусство периода варваров.

Искусство Средних Веков. Искусство Стран Западной Европы. Искусство романского периода >>>

Иллюстрации к разделу >>>