Искусство Средних Веков. Византийское искусство в 13—15 веках. Миниатюра.

В последний период жизни Византии книжная миниатюра редко достигала былого художественного уровня. Тем не менее следует отметить, что в этой, всегда менее скованной церковными запретами, области живописи новые веяния прослеживаются уже к концу 13 века. Новые черты стиля сказываются в объемной передаче ландшафта и элементах перспективы при изображении архитектуры, в свободном движении фигур (Евангелие № 54 Парижской национальной библиотеки). Возрастает в это время и роль портрета (например, Никита Акоминат в рукописи Венской национальной билиотеки). Более ярко выявлены индивидуальные черты в памятниках 14—15 веков, особенно в рукописи Иоанна Кантакузина (№ 1242 Парижской библиотеки), в портретах Михаила и Димитрия Палеологов в Ленинградском Евангелии ГПБ № 118.
От этого времени сохранился ряд рукописей светского содержания, воспроизводящих старые образцы, как, например, Оппиан, Диоскорид и другие.
Живописная манера исполнения характерна для миниатюр начала 14 века. В них, как и в монументальной живописи, большое место занимает сложный архитектурный фон с перекинутым между зданиями велумом (завесой). Фигуры иногда передаются даже в преувеличенном движении. Лица исполнены в пластической манере. Однако и в миниатюре к концу 14 века постепенно нарастает линейность, со временем приводящая к засушенным формам: так в «Акафисте богоматери» (ГИМ № 429), датируемом 15 веком, эта тенденция приобретает зримое воплощение. Здесь проявляются и западные влияния.

<<< Искусство Средних Веков. Византийское искусство в 13—15 веках. Иконопись.

Искусство Средних Веков. Византийское искусство в 13—15 веках. Прикладное искусство. >>>

Иллюстрации к разделу >>>