Этот спектакль явился новым достижением советской хореографии. Трудно назвать в нашем балетном театре произведение более психологическое, драматургически и идейно значительное (в основе его либретто - одноименная пьеса Назыма Хикмета). Вместе с тем оно является непревзойденным по богатству симфонического танца, по новаторству хореографических форм, по образному богатству. Танцевальные монологи, диалоги, ансамбли и сцены «Легенды о любви», благодаря обобщенно-хореографической трактовке, уподобляющей их формам симфонической музыки, поднимаются до выражения больших философских обобщений, объединяясь в то же время единым, последовательным и логичным драматургическим развитием. Синтез драматургии, музыки и хореографии поднят здесь на новый уровень.
В центре спектакля образ восточной царицы Мехменэ Бану, пожертвовавшей красотой ради спасения жизни своей любимой сестры Ширин. Но ее душевное мужество, проявившееся в этом поступке, в дальнейшем подвергается тяжелому испытанию. Царица и спасенная ею Ширин полюбили юного художника Ферхада. Обезображенная Мехменэ не может надеяться на взаимность. Ферхад же с Ширин, упоенные своей любовью, предпринимают неудачную попытку бегства. Они пойманы стражей. Но благородная и гордая Мехменэ не способна желать зла ни Ферхаду, ни Ширин - они оба дороги ей. Однако она не может преодолеть свою любовь к Ферхаду. Отсюда - трагическая безвыходность ее страданий.
Стремясь разрубить гордиев узел этой ситуации, Мехменэ Бану приказывает Ферхаду совершить подвиг во имя Ширин: прорубить гору, преграждающую воде доступ в город, где народ страдает от жажды. Она надеется, что бесконечность этого дела уведет Ферхада от Ширин. Когда же преданность юных влюбленных выдерживает испытание временем, Мехменэ решается на новое самопожертвование и дает согласие соединить Ферхада и Ширин.
Образ восточной царицы Мехменэ Бану >>>
<<<Оглавление>>>