Процесс осуществления замысла

Какого цвета елка? Разумеется, темно-зеленого. Но Вирсаладзе в «Щелкунчике» делает ее то черной, то серебристо-розовой. Неестественно? С точки зрения натурального соответствия отдельно взятого изображения объекту, да. Но этот критерий в данном случае неприменим. У Вирсаладзе каждое изображение живет и обретает смысл только в целостной системе. А эта система не натуральна, а идеальна в том романтическом смысле, о котором шла выше речь. Она обобщение и концентрация жизненной красоты, а не сумма ее отдельных зерен. И в мире «Щелкунчика» черная или розово-серебристая елка оказывается естественной, ибо это елка не бытовая, а сказочная, елка не подмосковного леса, а детских ночных ужасов и радужных грез.

Какого цвета листва деревьев в парке? Зеленая - летом, желтая - осенью. Но в первом акте «Лебединого озера» (московский спектакль) Вирсаладзе делает ее серебристой, а стволы деревьев черными, освещая при этом листву розовыми и желтыми подсветками. И кажется, что в данном спектакле иного парка не может и не должно существовать. Эмоционально-образная трактовка цвета у Вирсаладзе в дальнейшем усилится, а красочные обобщения примут еще более смелый и сильный характер. Но при этом они никогда не оторвутся от предметно-изобразительных задач (иначе они превратились бы из обобщений в хилую абстракцию), а лишь придадут решению этих задач огромную эмоционально-эстетическую наполненность. Художник преодолевает формальное (не побоимся этого слова!) понимание цвета как простого обозначения натуральной окраски предмета и подчиняет его образно-эмоциональной интерпретации. В те годы, когда у нас особенно сильны были натуралистические тенденции, это был смелый путь подлинного искусства.


<<< Оригинальное оформление

Какого цвета листва деревьев в парке? >>>

<<<Оглавление>>>