В первое послевоенное десятилетие художник чаще всего обращается к достаточно традиционной кулисно-арочной системе декораций, объединенных в единую картину с изобразительным занавесом заднего плана. Вместе с тем у него появляются искания, связанные с иными способами живописного оформления и решения сценического пространства. Здесь следует назвать прежде всего сказочно-феерическую «Шехеразаду», балет на музыку Н. Римского-Корсакова (Малегот, 1950). Этот спектакль по своей поэтико-романтической сущности родственен другим аналогичным произведениям художника, а по живописному богатству и блеску стоит в ряду его лучших творений.
Опираясь в эскизах костюмов на традицию Л. Бакста, который создал оформление «Шехеразады» (1910), воплотившее декорационные принципы «Мира искусства», - Вирсаладзе в то же время дал совершенно оригинальное решение спектакля в целом. Он отказался от бакстовской пряности и напряженной экспрессии, подчеркнув романтичность и поэтичность сказочного повествования. А в композиционном решении художник применил не живописные занавесы и драпировки, которые были у Бакста, и не традиционную кулисно-арочную систему, свойственную большинству его собственных спектаклей, а новые, почти не употреблявшиеся в те годы приемы оформления.
На первый взгляд, здесь также использовалась кулисно-арочная система: три черные арки восточно-мавританского типа сливались в единую аркаду, в просвете которой открывался изобразительный занавес заднего плана. Но в отличие от обычной системы аркада и задник не объединялись единой перспективой, не составляли целостной иллюзорной картины. Они были относительно самостоятельны, и это подчеркивалось, во-первых, тем, что изображения заднего плана имели плоскостный характер и напоминали панно, во-вторых, изменялись в каждой картине при сохранении аркады на протяжении всего спектакля.
<<< Процесс осуществления замысла
Сказочно-феерическая музыка >>>
<<<Оглавление>>>