Дымчатые занавески

В сравнении со всеми созданными ранее, «Фальстаф» - наиболее содержательная работа Вирсаладзе. И это не случайно. Ведь в основе оперы Верди - драма Шекспира. В истории музыки трудно найти другое произведение, которое, оставаясь в рамках жанра комической оперы (при этом по существу, а не только по названию), содержало бы столь значительные образы и глубокие лирико-поэтические обобщения, отличалось бы таким психологическим богатством.

Не случайным было и обращение к этой опере. В 30-е годы в нашей стране происходил своеобразный «ренессанс» Шекспира. Великий английский драматург оказался удивительно современным, созвучным нашему времени своим гуманизмом, а потому как бы заново открытым и обретшим новую жизнь. Удельный вес драматургии Шекспира в репертуаре театров стал очень значителен. С творчеством Шекспира связаны многие спектакли, этапные в развитии нашей театральной культуры. Естественно поэтому, что в 30-е годы почти не было крупных декораторов, в деятельности которых Шекспир не сыграл бы существенной роли. Можно вспомнить «Много шума из ничего» Рындина, «Двенадцатую ночь» Фаворского, «Укрощение строптивой» Шифрина, «Короля Лира» и «Ричарда III» Тышлера, «Ромео и Джульетту» Вильямса и другие. В этом же ряду находится и «Фальстаф» Вирсаладзе. Глубокая и оригинальная трактовка оперы режиссером Капланом утверждала жизнелюбие и гуманизм, воспевала поэзию и красоту человеческих отношений. Все это определило и направление работы художника. Действие оперы происходит в Англии XVI века. Место действия - улица и кабачок, сад и интерьер богатого аристократического дома, пригородный лес. Вирсаладзе ни в чем не погрешил против исторической правды, не внес никаких фальшивых нот в передачу стиля эпохи. Но историческая достоверность не составляет его цели. Не стремится он здесь и к стилизации, хотя интерьерные сцены в его решении отчасти напоминают английские эстампы того времени.


<<< Два мира - народный и феодальный

Удельный вес драматургии >>>

<<<Оглавление>>>