Удельный вес драматургии

Здесь художник, быть может, больше, чем в любой из предыдущих работ, стремится создать прежде всего особый мир спектакля, который был бы созвучен музыкальным образам оперы и составлял живую среду действия. Этот мир в известном смысле самоценен: значение его не столько в том, с какой степенью точности он передает реальную жизнь ушедшей эпохи, сколько в том, какие эстетические ценности, важные для современной жизни, в нем заключены.

В декорациях «Фальстафа» есть что-то чуть ироничное, «игровое». Они выполнены легкой и как бы веселой кистью, хотя и далеки от карикатуры, шаржа. Поясним это на примере декораций последнего акта. Действие происходит ночью в лесу, возле огромного дуба. Сюда в веселом карнавальном шествии стекается народ, сюда являются все действующие лица оперы, чтобы устроить розыгрыш зазнавшемуся самовлюбленному добряку Фальстафу. Здесь разрешаются все коллизии и недоразумения, устраивается счастье молодых влюбленных.

И Вирсаладзе создает декорацию, созвучную прежде всего образному смыслу музыкального действия. Ему нужен на сцене лес не реальный, а праздничный, карнавальный, полуфантастический, переливающийся радужными красками. Здесь неуместны были бы ни драматизм, ни романтическая мечтательность. Но необходимы поэзия счастья и гармония бытия, атмосфера радости и веселья.


<<< Дымчатые занавески

Атмосфера радости и веселья >>>

<<<Оглавление>>>