Мастер грузинского балета

При постановке «Гамлета» Вирсаладзе впервые делал оригинальную работу для кино, предназначенную специально для данного фильма. И она была тем ответственнее, что речь шла об экранизации одной из глубочайших философских трагедий Шекспира. Образы великого драматурга снова (в третий раз) вдохновили художника на создание работы выдающегося значения.

Вирсаладзе выполнил к этому фильму свыше шестисот эскизов. Одеяния не только главных героев, но и участников массовых сцен скомпонованы им продуманно, с большим чувством стиля и художественным тактом. Они подчинены образному решению целого, режиссерской трактовке фильма.

Мы уже не раз касались роли костюмов в творчестве Вирсаладзе. Трудно найти в наши дни другого театрального художника, в костюмах которого проявилось бы столько вкуса и мастерства. В любом отношении - изобразительном и выразительном, характеристическом и стилистическом, колористическом и ритмическом и т. д. - костюмы Вирсаладзе всегда могут предстать как образцовые. Они далеки от бытовизма, от перенесения на сцену натуральных одежд, но никогда не грешат против истории и стиля эпохи. Они сценичны (а в балете, кроме того, и танцевальны), но всегда образны. Они красивы, но красота их никогда не становится самодовлеющей, а связана с характерами персонажей и с общей системой художественного решения. В костюмах к «Гамлету» проявилось высшее мастерство Вирсаладзе. Они удивительно созвучны фильму Г. Козинцева, монументальному, эпически-суровому, исполненному мудрой простоты. Художник использовал стилевые особенности средневековых одежд, но не добивался воспроизведения этнографической точности костюмов Дании, Италии или Англии. Историческую достоверность он подчинил образно-выразительному началу.


<<< Куклы Дроссельмейера

Эпизоды к фильмам >>>

<<<Оглавление>>>