Куклы Дроссельмейера

Итак, опыт пересмотра Вирсаладзе своих прежних художественных решений и создания новых версий оформления некоторых старых спектаклей на основе более прогрессивных, современных принципов оказался неравноценным. Этот опыт лишний раз подчеркивает значение связи работы художника с творческой концепцией постановщика. Там, где принципы оформления были новыми, а постановочная концепция старой, или там, где новая постановочная концепция содержала ложные тенденции, Вирсаладзе создал неровные, противоречивые произведения, во многом (или даже в целом) неудачные. Находясь на прогрессивном пути развития искусства, они вместе с тем по своему художественному качеству, по конкретным образным результатам уступали старым. Там же, где сама постановочная концепция явилась шагом вперед в развитии искусства, новая работа оказалась лучше прежнего варианта оформления не только по своим принципам, но и по непосредственному художественному значению. Это относится прежде всего к «Щелкунчику». Прежде чем перейти к последнему блистательному спектаклю Вирсаладзе, осуществленному им на сцене Большого театра, остановимся еще на одном создании, выходящем за пределы привычного ряда его работ. В 1964 году на экраны наших кинотеатров вышел фильм «Гамлет» (по Шекспиру), созданный на студии Ленфильм режиссером Г. Козинцевым. Художником этого фильма был Е. Еней, а костюмы выполнялись в нем по эскизам Вирсаладзе. Фильм имел огромный успех, завоевал мировую известность и удостоен Ленинской премии. И скромная работа Вирсаладзе способствовала его высокой художественности.

Вирсаладзе не первый раз был привлечен к работе в кино. Но до этого он принимал участие только в экранизации собственных балетных спектаклей или отрывков из них. Таковы были фильмы «Мастера грузинского балета» (Грузия-фильм, 1955), где Вирсаладзе участвовал как художник совместно с С. Кобуладзе, и «Отелло» (Грузия-фильм, 1960), где он выступал совместно с С. Вацадзс.


<<< Русские куклы

Мастер грузинского балета >>>

<<<Оглавление>>>