Основу пространственной композиции нового спектакля составляет сочетание портальных рам-арок, идущих вглубь от первого плана сцены, и живописного задника. Здесь снова происходит слияние изображения типа панно с изображением типа единой сценической картины, ибо плоскостная живопись задника как бы вписывается в четыре арочные рамы и обрамляется ими. Эти рамы членят планы сценического пространства (подобно светильникам в «Легенде о любви») и вместе с тем сливаются с живописью панно в единое зрительное целое.
Тонкость художественного мышления Вирсаладзе проявляется здесь в том, что он счастливо избежал опасности ритмического однообразия, могущего возникнуть из-за равномерного повторения арок. Каждая рама представляет собой восточную арку-портал. Но каждая из них при этом индивидуальна, имеет свою особую форму. Поэтому все они смотрятся не только в целом, но и по отдельности, а их строй лишен скучного однообразия и воспринимается как по-восточному прихотливая анфилада.
Не менее интересно и колористическое решение. Черный цвет здесь прочно «держит форму». Черные разводы обрамления и фона, а также узоры занавеса вызывают ассоциации с культурой восточного чернения по серебру. На этой основе развертывается богатейшая гамма фиолетово-лиловых оттенков, от нежно-сиреневого до темно-чернильного, от близких розоватому тону до ярко-пурпурных. Фиолетово-лиловая гамма в соединении с черным узором составляет основу колористического строя спектакля. Она дополняется красным цветом отдельных изобразительных мотивов, а также золотом и серебром костюмов и реквизита.
И все-таки конкретного образного богатства, продиктованного хореографией и слитого с ней, здесь не хватает. В1 старом спектакле оно было более значительным.
<<< Конструктивные и живописные декорации
Тонкость художественного мышления >>>
<<<Оглавление>>>