Спокойный фон и яркие фигуры



Расположенная напротив композиция «Борьба Иакова с ангелом» воспроизводит также динамический сюжет. Легким движением, как бы танцуя, парирует ангел ожесточенную атаку Иакова; последний, словно молодой бык, устремился на своего противника. Фигуры отнесены на левый нижний край фрески; весь ее центр занят великолепной группой деревьев; мощные стволы, извилистые ветви, пышная растительность этих деревьев являют самый выразительный пейзаж, созданный когда-либо в монументальной живописи. В просвете деревьев видны горы, справа внизу по песчаной дороге уходит шумный восточный караван.

Если «Изгнание Гелиодора» построено на контрастном противопоставлении нейтрального, спокойного фона и ярких фигур, то в «Борьбе Иакова», мы видим более целостное, объединенное цветовое решение. Фигуры органически входят в пейзаж. В изгибах деревьев чувствуется то же напряжение, как в борющихся телах. Композиция «Борьба Иакова с ангелом» поднимается в этом смысле до большей целостности, большего единства.

К обеим росписям сохранились многочисленные рисунки и эскизы; характерно, что в эскизах динамизм, драматическая напряженность сюжета, его экспрессивность переданы ярче. Переходя от эскизов к монументальной росписи, Делакруа как бы сдерживает, обуздывает свойственную ему экспрессивность и напряженность. Характерная для Делакруа динамика в значительной мере успокаивается, побеждается классическими чертами. Торжествуют рациональное начало, ясность плана, расчет.


<<< Лебединая песнь Делакруа

О конечной задаче декоратора >>>

<<<Оглавление>>>