Мысль о больших стенах



Монументально-декоративные циклы Делакруа - наименее доступная, наименее изученная, наименее популярная часть его творчества. Чисто внешние обстоятельства влияют часто на судьбу произведений. При мысли о художнике встают, прежде всего, великолепные полотна, которыми Делакруа представлен в Лувре - «Барка Данте», «Резня на Хиосе», «Марокканские женщины», «Вход крестоносцев в Иерусалим», «Сарданапал» - полотна, всегда доступные обозрению и изучению. О его декоративной росписи вспоминаешь во вторую очередь. В этом нет ничего удивительного - она малодоступна. Чтобы проникнуть в Палату депутатов (Бурбонский дворец) или в Сенат (Люксембургский дворец), где ряд помещений украшен декоративной росписью Делакруа, требуется выполнение многих формальностей, получение пропусков. Вместе с тем, в монографиях и статьях о Делакруа репродукции с его росписей сравнительно немногочисленны - условия пространства и освещения крайне затрудняют удовлетворительное фотографирование большинства росписей. Так замыкается вокруг этих замечательных произведений кольцо недоступности, отчужденности от жизни.

Мысль о больших стенах, о больших пространствах, на которых он бы мог развернуть свою творческую фантазию, посещает Делакруа с юности.

Однако в Салоне 1827-1828 года Делакруа терпит крупную неудачу: «Смерть Сарданапала», в которой можно видеть наиболее характерное, наиболее «романтическое» произведение эпохи, - освистана, осмеяна современниками. Имевшиеся у Делакруа надежды на большие декоративные заказы разрушены.


<<< Из мастеров XIX века

Большая квадратная комната >>>

<<<Оглавление>>>