Из раскрытой двери вливается шумно-почтительная толпа; спиральной лентой развертывается ее движение через ряд персонажей первого плана и, закручиваясь, приводит к лежащей на постели матери, королеве Наваррской, и старому королю, торжественно приподнимающему вверх маленького новорожденного; здесь и композиционный и идейный центр картины. Давая свою нешаблонную спиральную композицию, Девериа гораздо полнее, жизненнее и правдивее разрешил свою задачу, чем если бы он оставался во власти узаконенных школой схематических построений.
Каков характер персонажей, выводимых Девериа? Вместо носителей классической «идеальной красоты» Девериа стремится дать возможно более жизненные фигуры в естественных их движениях. Пусть не всегда это ему удается, и он впадает порой, как, например, в изображении молодых пажей, в слащавую красивость. Наряду с этими срывами надо подчеркнуть смелость художника, нашедшего ряд характерных образов (например, коленопреклоненный старик первого плана), не побоявшегося дать уродливое, безобразное (карлик с попугаем и собакой, испортивший особенно много крови классикам).
К логическому центру картины >>>
<<<Оглавление>>>