Иное отношение к сюжету



Бонингтон, жизнь которого оборвалась в 1828 году, оказал несомненное влияние на дальнейшее развитие романтической живописи. Делакруа, друживший с ним в молодости, не скрывал воздействия, оказанного на него одаренным юношей.

Несколько иное отношение к сюжету мы видим у Девериа в его «Рождении Генриха IV». Это полотно является одним из наиболее характерных проявлений романтизма, оно имело значительный успех на знаменитом Салоне 1827 года. Без сомнения, сюжет играет в картине Девериа несравненно большую роль, чем у Бонингтона; он, в первую очередь, привлек зрителей к этому колоссальному полотну. Но одной новизной сюжета нельзя объяснить интереса, возбужденного картиной, как нельзя сводить основу борьбы классиков и романтиков к одному лишь расширению сюжетных возможностей. Борьба была острой, потому что наряду с новым сюжетным содержанием вводилась и новая трактовка его, вводились новые художественные средства и приемы живописи.

Возьмем композицию Девериа: классики могли воспринимать ее как издевательство над всей системой узаконенной школьной композиции: ни треугольников, ни пирамид, ни членения на группы, ни равновесия! Они несомненно укоряли Девериа в полном отсутствии композиции, в воцарении у него хаоса. Между тем, в основе картины Девериа имеется интересно задуманная спиральная композиция, которая вводит динамику в построение картины.


<<< Прирожденный живописец

Носители классической «идеальной красоты» >>>

<<<Оглавление>>>