Исторический живописец, завладевший этим веком, извлечет из него большие результаты, художественно столь же значительные, как если бы речь шла об античной истории, притом гораздо более интересные для наших современников; ведь для них Ахилл и Агамемнон, сколь они ни прекрасны, менее близки сердцу, чем Людовик Святой и Филипп Август... Решительно следует испробовать этот путь (средние века), довольствуясь приспособлением греков (без коих нет спасения) к новому жанру. Вот этим-то путем я и собираюсь стать новатором...», и Энгр создает «Дон Педро, целующего шпагу Генриха IV» (1814), «Филиппа IV и герцога Бервика» (1818), «Въезд Карла V в Париж» (1821) и некоторые другие полотна.
Однако «новаторство» Энгра более чем оспоримо. Энгр не выходит из рамок задач Лионской школы. Его исторические картины - небольшие, сухо написанные композиции, интерес которых исчерпывается их анекдотической стороной, передачей костюмов и бутафории; в этих вопросах Энгр всегда был педантично добросовестен. Эти исторические картины играют совершенно второстепенную роль в творчестве великого портретиста.
И здесь, на путях обновления исторической живописи, мы снова встречаемся с Гро.
<<< Политический интерес правящих групп
Сцена одушевлена жизнью: движение, экспрессия… >>>
<<<Оглавление>>>