Пример - громадное полотно



Возьмем еще пример - громадное полотно Вапперса, посвященное революции в Бельгии 1830 года, положившей основу независимости страны,- «Эпизод из сентябрьских дней 1830 г.» (Современный музей в Брюсселе). Выставленное в Салоне в Брюсселе в 1834 году, оно имело колоссальный успех и принесло художнику европейскую славу. Картину эту возили с триумфом по крупнейшим городам Европы, всюду ее встречали восторженно.

Посмотрим, каково решение Вапперса. Он развертывает сцену, происходящую на главной площади Брюсселя в дни восстания. Громадное полотно сплошь занято изображениями человеческих фигур, лишь слева наверху оставлено небольшое пространство для показа нескольких зданий и неба; это обилие фигур уже с самого начала действует утомительно. Вапперс хотел показать очень многое, но у него не было главенствующей идеи, не было смелости, чтобы обобщать и выбрасывать, он тонет в деталях; в результате - спутанное нагромождение конкурирующих друг с другом эпизодов. Искусственность объединения на незначительном пространстве самых разнообразных сцен очевидна; она усугубляется ложной патетикой, к которой прибегает Вапперс; все действующие лица позируют, застывают в позах благородного отчаяния или усиленно жестикулируют, как на плохих театральных подмостках. Делакруа дает короткий напряженный момент, молниеносно освещающий весь смысл драмы; у Вапперса тягучая мелодрама, которая могла заинтересовать современников как реакция на безнадежный холод классических композиций, но которая в дальнейшем быстро прискучила и была основательно забыта.


<<< Революционер и демократ

Задача показа далекого исторического прошлого >>>

<<<Оглавление>>>