«Битва на улице Св. Антуана»



С громадной реалистической силой написаны трупы павших, виднеющиеся на первом плане, и выразительная фигура смертельно раненного рабочего; собирая последние усилия, он тянется к Свободе, он устремляет к ней последний взор, жертвуя во имя нее жизнью.

Действие картины, выдержанной в светлых тонах, разыгрывается где-то в центре старого Парижа; в серо-золотистой пыли виднеются башни собора Нотр-Дам.

Картина пронизана страстным напряжением, все полно динамики, устремления вперед к борьбе, к победе. Композиция естественна, свободна, все фигуры органически слиты друг с другом, образуя нерушимое целое.

Делакруа здесь дал не только яркий образ революции 1830 года. Его произведение переросло первоначальные намерения художника.

«Свобода на баррикадах» стала образом победоносного народного восстания. Композиция Делакруа, хотя и тесно связана с Парижем и с эпохой, стала международным символом революции.

Историческое значение работы Делакруа станет нам яснее, если мы сравним ее с аналогичными работами, возникшими в ту же эпоху.

«Три славных дня» июля произвели глубокое впечатление на демократически настроенных художников. Мы знаем многочисленные литографии и зарисовки, посвященные июльским событиям. Но они или остаются в узких пределах фиксации отдельных эпизодов, как это мы видим у Лами или в литографии Шарле «Битва на улице Св. Антуана», или дают аллегорические изображения революции и движущих ее сил, изображения, при всей своей искренности не дающие полноценного образа: таковы работы Шарле «Призыв. Революция 1830 г.» (литография), Раффе «На смерть за свободу» (литография) и др.


<<< Сравнение с ранними портретами и автопортретами Делакруа

Революционер и демократ >>>

<<<Оглавление>>>