Единство достигается не механическими приемами



Многообразие изображенных положений и переживаний не приводит к раздробленности композиции, но сведено к единству, создающему ясный, запоминающийся образ события, причем это единство достигается не механическими приемами построения и равновесия, как это было в школе Давида. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. Чтобы усилить пространственный эффект сцены, он располагает наискось, диагонально переполненный людьми плот, выбирает высокую точку зрения: это дает ему возможность с наибольшей естественностью показать противоречивое многообразие происходящего, выразить все гаммы чувств, от пассивного отчаяния отца, оцепеневшего над трупом сына, от недоверчивой и робкой надежды вплоть до бурного порыва, страстного стремления к спасению, к жизни. С громадной пластической силой создает Жерико все фигуры, он как бы лепит их в пространстве, делает их материальными, объемно-скульптурными: казалось, действительность возрождается на его полотне с гигантской, удесятеренной силой.

Мы не должны, однако, упускать из виду, что, достигая эффекта единства и мощного воздействия, Жерико сознательно сторонится разработки цвета: он строит всю композицию почти против света; резкие грани теней энергично лепят объемы фигур. Это создает возможность четкого силуэта, а также облегчает колористическую задачу Жерико, оправдывая до некоторой степени его красочные упрощения; Жерико выдерживает всю картину в коричневато-бурых тонах, фигуры он моделирует условным общим тоном. Этот красочный аскетизм позволил художнику сосредоточить все внимание на достижении объемно-пластических эффектов, и здесь Жерико добивается поразительных результатов.


<<< Выбор композиции, ее характер

«Плот «Медузы» >>>

<<<Оглавление>>>