Сравнивая «Плот «Медузы» Жерико с известными нам работами Гро, хочется подчеркнуть, что общий подход Жерико к теме шире, свободнее; в работах Гро, даже в наиболее удачных, всегда есть напоминание о лежащем в их основе историческом эпизоде (такая-то битва, такое-то посещение, такая-то встреча или отъезд и т. п.). «Плот «Медузы» воспринимается как эпос. Картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. Отсюда и более обобщенный стиль Жерико; в то время, как глаз Гро радуется всем деталям, которые конкретизируют действие, Жерико ограничивается необходимым, выпускает детали, его стиль лаконичен, избегает всех второстепенных эффектов, с громадной силой сосредоточивает все внимание зрителя на общем, на целом. И художник достигает поставленной цели: несмотря на наличие разноречивых эпизодов, из которых слагается композиция, они воспринимаются не как нечто самодовлеющее, а как подчиненная целому часть. «Плот «Медузы» - со всем кипением человеческих страстей - вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. Красноречивый и напряженный силуэт группы, найденный Жерико, держит единство картины; это первое, что воспринимает зритель и что навеки запечатлевается в его памяти, уносящей с собой драматически насыщенный и, вместе с тем, целостный, исключительный по силе образ.
<<< Единство достигается не механическими приемами
Вторая крупная работа художника >>>
<<<Оглавление>>>