Непрерывность и полнота времен

Проблема преодоления замкнутого пространства, проблема выхода к широким просторам вырастает в решение всеобъемлющих творческих проблем: это одновременно и профессионально-пластический, и содержательно-смысловой вопрос. Сочетание, связь, соразмерность внутреннего и внешнего планов бытия служит выражением согласия и гармонии в отношениях человека и окружающего материального мира. При этом, по тонкому замечанию О. Чайковской, «тема природы» и «тема прошлого» тесно сливаются у многих художников (В. Тендряков, Е. Дорош, В. Солоухин). «Писатель, путешествующий по родному краю, никогда не упускает случая коснуться истории» ,- пишет она. Действительно, очень важно, что сама поэтичность ландшафта насквозь пронизана и, так сказать, усилена ощущением «времени и пространства». Как бы ни влекла природа художников «своей красотой, бесконечным разнообразием, неизменным возрождением, ко всему этому примешивается (у одних сознательно, у других бессознательно) глубоко нравственная и глубоко социальная потребность сверить свои часы с бегом времени».

Непрерывность и полнота времен, связавшие воедино прошлое, настоящее и будущее, как бы раскрываются и объемлются пространственной глубиной пейзажа. В них предчувствуется не только цельность взгляда на жизнь, но и осознание, эстетически истолкованное примирение духовных и материальных начал, уходящего и грядущего в единстве общечеловеческого культурно-исторического опыта. Словесный пейзаж в современной прозе последних 15-20 лет служит тому ярким примером. Традиция, существующая в этой области, не исчерпывает и не объясняет той полноты и выразительности, с которыми «живописуют» природно-предметный мир В. Астафьев, Ф. Абрамов, В. Белов, Е. Носов, В. Шукшин, В. Распутин. Крестьянский обиход, утварь, обстановка деревенской избы интересуют их так же, как улицы, дома и городские квартиры их героев.


<<< Раскрытие глубины внешнего пространства

Пейзажные и бытовые зарисовки Вологодского края >>>

<<<Оглавление>>>