Натюрморт. Летний вечер

Все эти, в большей или меньшей мере осознанные, цели находят наиболее четкое и определенное разрешение в произведениях, где художник пытается передать самый процесс эстетического освоения мира, замысла и воплощения в единстве творческого акта. Мы невольно начинаем воспринимать созданный на холсте образ как своего рода поэтическое самовыражение личности, стремящейся передать целостность своего жизнеощущения. Вещи не утрачивают при этом своих предназначений, пространственные планы и масштабы сохраняют объективность соотношений, однако смысл изображения не исчерпывается ни тем, ни другим. Художнику хочется найти и выразить ту общность, внутри которой малое родственно большому и великому, живет рядом, соседствует, иногда возвышается над ним.

Каждый раз по-разному многие современные живописцы пытаются разрешить эту проблему. Ради этого самым кардинальным образом переосмысляются принципы и возможности жанров. Мы не всегда можем решить, имеем ли мы дело с натюрмортом или с пейзажем. Полотно И. Орлова «Натюрморт. Летний вечер» (1972), в сущности, объединяет оба жанра, Из черно-зеленого сумрака погруженного во тьму сада, словно палуба корабля, залитая светом электрической лампочки, выплывает крышка стола со стаканом и краюшкой хлеба «на борту». Они пляшут в темных волнах цветочных клумб и густых кустов, захлестнутые пышным цветением притаившейся в ночи природы. Если считать, что целью натюрморта является раскрытие «тихой жизни вещей», то художник, бесспорно, расширил границы жанровой проблематики. Весь мир, лежащий за пределами его личности, стал той сферой ожившей предметности, где садовый стол, хлеб, стакан и звездное небо соотнесены не столько друг с другом, сколько с ним самим, с его способностью видеть, чувствовать, понимать.


<<< Летучая ткань

Происшедшие в творчестве Васнецова на протяжении 60-х и 70-х годов >>>

<<<Оглавление>>>