Видимые признаки культурности

Однако именно благодаря тому, что вещи утратили связь с теми, кто ими пользуется, кому они служат, исчезло что-то крайне важное в самой материальной вещественности внешней среды: фактура кажется монотонно однородной, цвет - вялым, форма - инертной. Плоть утратила множество радующих, волнующих, внушающих восхищение свойств, доступных только человеческому чувству, данных нам только в переживании. Материальность сама по себе оказалась угнетающе тяжкой, в этом мире трудно дышать, он тревожит и мучит, не обещая раскрыться в дружественном родстве и естественном сочувствии,

Предметность, столь очевидно представленная на холсте во множестве своих видимых признаков, странным образом исчезает как раз в тех случаях, когда ей, казалось бы, посвящены все усилия живописца: спичечные коробки, ракушки, шары, скрипичные деки лишены тяжести, веса, фактуры. Окрашенные в натуральные цвета, они бесплотны, ветхи. Художник, словно охотник, расставил хитроумные силки, чтобы уловить в них ускользающую предметность внешнего мира с ее острыми углами, круглящимися или плоскими поверхностями, но сети принесли только пустые оболочки, подобия и тени вещей.

Отделившаяся, отпавшая в немой материальной неприступности предметно-пространственная среда разрушает цельность единого в своем реальном существовании мира. Самый тип мыслящего, интеллектуального, пытающегося оценить положение вещей и самоопределиться героя как бы заново обнажает диалектическую напряженность антитезы духовного и материального начал.


<<< Материальная предметно-пространственная действительность

Вещи и архитектура >>>

<<<Оглавление>>>