Решение, избранное

Решение, избранное, вряд ли можно счесть до конца найденным. Если зрительному образу недостает слова, то, по-видимому, поиски еще не завершены, да и самый путь, которым шел живописец, не вполне убеждает по отношению к пространственному, лишенному развития во времени, искусству. Ю. Трифонов в маленьком рассказе «Голубиная гибель» (1968) раскрыл близкую по содержанию тему не только с большей последовательностью, но проще и естественней. История двух стариков, приручивших голубя и принужденных его убить, подчиняясь тупой и темной злобе оберегающих правила «порядка и гигиены» соседей, бесконечно значительнее обычной бытовой зарисовки. Заурядность ситуации и детализированная описания оттеняют постепенно углубляющуюся смысловую перспективу, в которой обыденность житейского эпизода предстает большой общечеловеческой идеей. Авторское слово писателя и последовательность в развитии основного мотива играют здесь решающую роль. Зрительное впечатление, на которое может рассчитывать художник, опирается на иные выразительные возможности и другие пластические средства.

Созданные на протяжении нескольких лет, они связаны общим сюжетом. Раз за разом художник повторяет все одну и ту же сцену: на улицах северного города бродят, сбиваясь в стаю и разбегаясь поодиночке, лохматые собаки.

Плотным, густым покровом ложатся на холст энергичные цветовые мазки. Их вязкая создает красочное месиво, в котором цвет вспыхивает как открытое выражение глубокого чувства; белое в контрасте с иссиня-черным, огненно-рыжее, проступающее сквозь бурые, сизые, серебристо-серые тона, на расстоянии сами собой складываются в чистые, строгие и смелые гармонии. Эмоциональная выразительность приглушенно-звучных сочетаний создает образ ночного, фантастически преображенного лунным светом городского пейзажа.


<<< Мягкие складки синей портьеры

Анималистические мотивы в живописи >>>

<<<Оглавление>>>