Кинематограф в одной из важных своих тенденций

Кинематограф в одной из важных своих тенденций разработал коллизию, имеющую немаловажное значение в общем процессе художественного постижения действительности. Она может быть названа несостоявшимся, неудавшимся весельем: А. Смирнов, Г. Панфилов, Г. Иоселиани, Э. Рязанов, Г. Данелия в режиссерских работах конца 60-х и 70-х годов продемонстрировали это каждый по-своему, глубоко и смело.

Сюжет в самых общих чертах обычно повторялся: герои собираются вместе, делают приготовления, изобретают занятия и развлечения, уезжают за город, в лес, к реке, на природу. Душа просит праздника, радость случайной встречи, ненароком выпавший час отдыха сами собой зовут к дружеской открытости, к человеческому общению и единению в согревающем сердце общем веселье. Однако что-то всегда мешает осуществлению этих, казалось бы, столь естественных устремлений. Трудно найти место праздничной встрече - в квартирах тесно, в лесу идет дождь, на улице холодно. И все, что сопутствует веселью - так же неизменно подпорчено, досадно диссонирует: у одного скверное настроение, другой предчувствует домашнюю сцену, третий торопится - завтра на работу. Даже еда и питье невкусны, не «то» и не «те». Шашлык жесткий и подгорел, вино кислое, чего-то нет, что-то забыли взять с собой. Разговоры не клеятся, собеседники тяготятся друг другом, развлечения скучны. Тут и там вспыхивает подавленное раздражение, вот-вот готова разгореться ссора, от оживления и подъема остаются досада и пустота, как серая земля на месте прогоревшего костра.


<<< Переживание радости

Несостоявшейся мотив >>>

<<<Оглавление>>>