Жизненный материал

Конкретный жизненный материал, бытовые житейские наблюдения легко вплетались в стихию общего веселья. Они получали при этом обновленный смысл радостного содружества людей и природы. Поэтическая гиперболизация сама собой вырастала из заданного темой образного строя. Декоративный атрибут праздничного действия - виноградная лоза, плодоносящее дерево, кувшин с вином, животные - все это приобретало черты особой ритуальной значимости, окрашивалось в традиционные фольклорно-мифологические тона. Детали-символы и тот ассоциативный ряд, который возникал в связи с изображениями пастуха с ягненком на плечах, женщины с плодами в руках, старой яблони, поющих за пиршественным столом мужчин претендовали на сколь угодно расширительный смысл.

Праздник как основа мироощущения, если это не интимное событие личной жизни, а совокупное действие многих людей, в существе своем народен или общенароден и предлагает массовое переживание. Его истоком должна быть из поколения в поколение переходящая память древних родовых традиций, возрождающихся в реальности настоящего. Именно отсюда возникала у художника потребность в фольклорной символике, метафоричности иносказаний, в использовании простонародного типажа, мотивов буколики и самобытно-национального колорита. И вот перед нами одна за другой проходят празднично одетые женщины в костюмах, доставшихся им от бабушек и прабабушек, в обстановке, из рода в род повторяющей привычки и обиход старины. Недаром одной из характерных особенностей художественной культуры рубежа 60-х и 70-х годов было заметное усиление черт национальной самобытности искусства. В них проглядывало стремление к художественному самоопределению, взгляд на себя в перспективе истории, и тема праздника была более других отзывчива на такого рода тенденции.


<<< Стихии праздничного мироощущения

Зрелищные искусства >>>

<<<Оглавление>>>