Метод: «лабиринт сцеплений»

Можно и далее длить перечень родственных тем и лейтмотивов; еще раз - и не один раз - констатировать стабильность некоторых, так называемых «формальных признаков». Можно обосновать правомерность тезиса о неразделимости противоположных начал - пойдет ли речь о самых общих аспектах творчества Щукина или о конкретных работах. Все это так. Но, анализируя порознь различные качества и особенности, не добраться до основы метода художника, не узнать причину его редкостного постоянства, не попять, почему «реальное - вымышленное», «прошлое - будущее», «игровое - серьезное», «смешное - страшное», «театр - жизнь», «гротеск - лиризм», «повтор - контраст» (перечисление пар-антитез тоже нетрудно продолжить) так нуждались друг в друге и друг друга дополняли. «...Смысл поэтического образа определяется типом связи, которую он создает, той внутренней настроенностью, которую вызывает в нас данная структура». Само собой разумеется, что у любого художника ни одну черту нельзя вырвать из контекста - системы мышления автора. Исследование внутренних взаимосвязей в творчестве Щукина первостепенно, так как именно в соединении самых разнородных вещей, в разветвленности «лабиринта сцеплений» и прочности этих сцеплений состоит важнейшая особенность его искусства. Как у всякого органически мыслящего художника, закономерности, прослеживаемые во всем творчестве, заложены в каждом произведении, в каждой малости. В зримом слое изображения - в организации пространства и ритма, в композиции и фактуре, в созвучии линий и цветовых пятен, соотношений объемов и планов, верха и низа, центра и периферии холста - есть некие «общие параметры», те же, что определяют «незримое» - настроенность, нерв, философию.


<<< Глиняная корова

Самые главные черты работ 1920-х годов >>>

<<<Оглавление>>>