Шляпы и белые кудри

Шляпы и белые кудри париков нахлобучены на мертвенные маски. Мнимы не только болезни Аргана. Сам он и все, что творится вокруг него,- фикция, обман. Ведь ритуал посвящения невеждами в ранг доктора еще одного невежды - кажимость, пустая форма, не оплодотворенная реальным содержанием. Пластическая метафора «мнимости» - беспространственная композиция, сплошь заполненная куклами, стелющимися по поверхности непрерывным орнаментальным узором из хаотически пересекающихся декоративных пятен.

Фигурки разбросаны. Это так. Но не совсем уж в полнейшем беспорядке, как представляется то сперва. Щукин верен себе. Убойной силы «удар аттракциона» определяет многое, но не все. Художник договаривается со зрителями о «правилах игры»: мольеровские персонажи - марионетки. Это присказка. А сказка впереди. И всмотревшись, мы замечаем, что в хаосе преднамеренно запутанного клубка, в кутерьме разноцветья есть свой порядок. Прочерчиваются стройный костяк композиции, конструктивная четкость линий, ясная группировна участников «массовой мизансцены», продуманное (пожалуй, даже слишком) расположение деталей. По мановению волшебной палочки куклы начинают представление на сюжет, сочиненный уже не Мольером, а Щукиным, и построенный им по всем драматургическим правилам - с завязкой, конфликтом, кульминацией и финалом. Действие разворачивается вокруг Аргапа.


<<< Кривое зеркало

Длинноносые скрюченные старикашки >>>

<<<Оглавление>>>