Элемент композиции

А будут и такие, что в пестроте и гуле карнавала, быть может, вспомнят прутковское «зри в корень» и, преодолев «первый порог» восприятия, оценят остроумие уподоблений, изобретательность художника, наделившего каждую деталь двойной, а то и тройной «нагрузкой». Лаконизм - суть образная концентрация. Щукину мало, чтобы висящее ружье выстрелило. Оно должно стрелять разом в несколько целей, причем без промаха. Для гротеска сие чрезвычайно важно, поскольку гротеск - во внезапном и алогичном смещении акцептов, стыке несовместимых понятий, в резком переключении восприятия из одного плана в другой. Тому, кто проникнет в сердцевину замысла автора, дано право на произвольные повороты истолкования. Сложность заключается не только в том, что каждая деталь неоднозначна, любой элемент композиции лишен единственности: непрямолинейна сама позиция художника. Он честно и искренне выполняет «социальный заказ». Не мечется и не сомневается, когда шельмует зло. Но не может ограничиться одной «краской» ненависти. Что-то жалкое есть в безвольных «героях» карнавальных групп, приравненных к ядовитым грибам-поганкам, насекомым и червякам. Они жертвы, управляемые грозными социальными силами. Разночтения не страшны. В главном - недвусмысленно высказанном отношении к религии, капиталу, закосневшему быту - Щукин единодушен с большинством. А многомерность образа не во вред ни плакату, пи шаржу, ни карнавальной маске. Таково неотъемлемое свойство щукинских произведений.


<<< Эскиз карнавальной группы «Старый быт»

Религия и Капитал >>>

<<<Оглавление>>>