Чистая живопись

В слое «чистой живописи» - в движении цвета, в тембре фактуры воплощено сугубо субъективное - состояние души художника, и доминирует оно над тем, что представлено тут как уже свершившееся, объективное, отстраненное. Касание кистью холста поведало о том, что Щукин, заболевший тяжело и неизлечимо, гнал от себя самого. Колорит картины выдал тайное тайных - напряженное ожидание неизбежного, предчувствие страшного. Это полотно знает и начало и конец. Начало - едва тронутая кистью поверхность. Легко вьются штрихи - легкие, нежные. Светло-желтые, пепельные, бледно-розовые. Изнутри проступают еле заметными вкраплениями оттенки цвета холодного. В центре борение блекло-коричневых, охристых тонов с серо-стальными, зеленоватыми, голубыми. Холодное вытесняет теплоту. Густеет синева, темнеет зеленое. Фактура уплотняется. Мазок становится нервным, угловато резким. Далее еще больше мрачнеет цвет. Преобладают коричнево-черное, сине-черное. Краска ложится пастозно, тяжелой набухающей массой. Мазки распухают, выпирают, отделившись от предметов - крыш домов, ствола дерева, ветвей. Стремительно наступает финал - бунт извивающихся, колющих, ломких зубцов. В урагане яростных, неистовых ударов кисти - безотчетное обнажение скрытой печали, взлет лиризма, потрясающего откровенностью и глубиной трагического.


<<< Бесплотные тени

Встреча с живописью Юрия Щукина >>>

<<<Оглавление>>>