Рабочий и хозяин

Интенсивно работая над натюрмортами и пейзажами, Щукин, по-видимому, усомнился в себе. Ведь вокруг только и толкуют о том, что деятельность живописца неполноценна, если он не пишет тематические картины. Причем, понятие это - тематическая картина, вульгаризировано так, что дальше некуда. Наличие сюжета, пусть мелкого, банального, служит оправданием легковесности и ремесленничества. Реальна угроза девальвации серьезных идей. Щукина тоже настигла опасность скольжения по поверхности. Принявшись разрабатывать композиции по канонам «средней» тематической картины, он терпит поражение.

На листах «Объяснение с хозяином», «В трактире» - печать вторичности. Не то чтобы намеренной реминисцеитиости, подражания неким образцам, а именно - вторичности. Как говорится, «не украдено, но и не свое». Противостоящие друг другу рабочий и хозяин, или жанрово-бытовая зарисовка с прицельным огнем по выпивохам трактирной стойки - вольные цитаты из виденного, и не единожды. Эксплуатация расхожих сюжетов и приемов композиции не проходит безнаказанно. Щукин, надо думать, быстро раскусил, что дело неладно, ибо, вопреки обыкновению, в обоих случаях не перешел на холст. Рисунками воспользовался как изобразительным материалом для экспериментов в технике гравюры, заинтересовавшись любопытным эффектом от сочетания монотипии с линогравюрой.

А то по существу необходимое, что ждало выхода, удалось воплотить в пейзажах Москвы и Воронежа - двух родных ему городов.

Художник возвращается на круги своя, развивая прерванную было мысль об исторически детерминированной гибели отживающего, намеченную в «Бывших».


<<< Любые отклонения от нормы

Художник возвращается на круги своя >>>

<<<Оглавление>>>