Левая часть полотна

Похоже, что и впрямь, этюд, а лучше - два этюда на одном холсте. Два человека, попавшие в иоле зрения, разобщены, словно ненароком оказались бок о бок. Мало ли кто на толкучке пристроится по соседству?

Щукину не до соображений узкоформального порядка или даже стилевого единства.

Пусть велик риск, что композиция распадется надвое, если не увязано, не оправдано пребывание двоих на полотне и они обособлены. Ни намека на выстроенность. Пренебрегает, казалось бы, он и законами анатомии. У мужчины - укорочен торс, у женщины - чрезмерно велика голова, вывернуто плечо. Несообразности в пропорциях? Обескураживающий промах при рисунке с натуры? Пусть так. И масштаб фигур не согласован - ни между собой, ни с размерами холста. Но и это нипочем.

Если для вящей выразительности левую часть полотна, ту, где сидит старик, лучше окутать мраком, а правую, где вертится юлой бойкая старушонка, следует высветлить, так тому и быть, хотя состоянием среды этот контраст не вызван. Если какие-то черты облика стоит деформировать, чтобы приковать к ним внимание, а другие не выгодно, пусть и это будет так.

В своем сочувствии «бывшему» художник откровенно мелодраматичен. К «бывшей» явственна антипатия. Однако это не влечет за собой ни сентиментальности, ни грубости. Он естествен в своих чувствах и доверчив в их выражении. Он поглощен лишь тем, как вскрыть подноготную характеров и рельефнее выявить свое к ним отношение. Желаемое - выразительность характеров, характеристик, пластики. Достигнуто оно свободным изъявлением творческой воли, силой вложенного чувства. И происходит поразительное- забываем, что глядим глазами художника. Возникает иллюзия, что самим нам довелось повстречать этих людей в кризисную для них минуту.


<<< Соотношение названия и подзаголовка картины

Замшелое дерево >>>

<<<Оглавление>>>