Горизонтальная ось

Вперед глядят через забор окошки хибар. Вдоль горизонтальная ось пересечена где-то обозначенными, а кое-где воображаемыми линиями, членящими площадь холста на шесть почти равных прямоугольников. Каждый предмет выделен, так как стоит на перекрестке осей. Перед нами не легко обозреваемое, измеренное одним параметром глубины пространство (где перспектива дает иллюзию того, что оно, конечно, имеет пределы, может быть объято), пространство «Аттракциона» непрерывно и неделимо. Сориентироваться в нем можно с той же примерно долей вероятности, как если бы мы захотели в пространстве реальном одновременно увидеть, что находится впереди, справа, слева, вверху и внизу. Возрастает значение фактора времени, необходимость последовательного рассмотрения. И еще один существенный момент. Благодаря перекрещиванию осей обнажается конструкция, костяк композиции. Конструкция «Аттракциона»-система почти равных по величине ячеек, включенных в ленты фризов. Отношения ячеек к полосам и фризам определены - один к двум с половиной, один к трем. В ячейках малых (тех, что входят во фризы) и больших (вытянутых по вертикали) находится по два предмета (или по две группы предметов, сопоставленных по контрасту). На лицевой стенке прилавка клейма не обозначены, но пропорции их учтены: две клетки в высоту, пять по длине. Одну, находящуюся в центре внизу, целиком заполняет кот (точь-в-точь, как украшение на старинном изразце). Столь четкая упорядоченность членений, габаритов, группировок предметов аналогична чередованию и длительности метрических долей в музыке, стихотворному размеру, регулярности и повтору раппорта орнамента, расчету метража при монтажной последовательности кинокадров. Ячейка - модуль, основание для соизмеримости. Основание, плацдарм. Не более того.


<<< Эффект, вызываемый любым аттракционом

Вдохновение, озарение, чутье и жесткая дисциплина >>>

<<<Оглавление>>>