Натюрморт с игрушками-филиал театра кукол

Натюрморт с игрушками-филиал театра кукол,- такой тезис нельзя, к сожалению, аргументировать «с фактами в руках». Характер и образ тех спектаклей Щукина невосстановим по двум уцелевшим куклам. А других каких бы то ни было «вещественных доказательств» (эскизов, режиссерских планов, сценариев) нет, так как выступления (пользовавшиеся большим успехом на институтских вечерах, демонстрациях, карнавалах, в армейском клубе ОКДВА) всегда были импровизацией.

Единственный источник для подтверждения выдвинутой гипотезы- «свидетельские показания» бывших вхутемасовцев и друзей художника. В один голос они говорят, что репертуар состоял из смешных и злободневных сценок типа скетчей, с остроумным диалогом. Состав кукольной труппы был малочислен. Спектакли шли без декораций, на фоне стены или темной ткани, повешенной над ширмой. Более же всего зрителям нравилась необычайная экспрессия мимики и движения актеров, то есть изобретательность и мастерство автора кукол и кукловода.

Не то же ли самое - сюжетная завязка, фронтальное расположение предметов на игровой площадке стола, перед гладкой стеной или драпировкой, композиция, задуманная как театральная мизансцена, наконец, диалогический принцип взаимоотношения между предметами отличает натюрморты? Напрашивается вывод о генетической связи между натюрмортами с игрушками и представлениями кукол. В конечном счете, и само по себе чувство театра, и всяческие соприкосновения, а точнее, скрещения разнородных элементов, предопределены, если так можно выразиться, драматургической основой миросозерцания художника. Не станем подробно толковать об известных вещах. О том, что законы единства в многообразии и гармонического разрешения противоположностей - краеугольные и всеобъемлющие законы творческого деяния.


<<< Смех от радостной беспечности

Единство произведения >>>

<<<Оглавление>>>