На родину

Миролюбивый творческий народ

В 1900 году я и Геворк Миансарян, студент отделения зодчества нашего училища, отправились на Кавказ. Геворк был способным художником, по страстно увлекся архитектурой и буквально жил радужными перспективами будущей своей деятельности на этом поприще. К сожалению, его мечты не сбылись по случайной и пустяковой причине. Повздорив с одним из педагогов, он внезапно оставил училище и занялся адвокатурой. Чудесный был человек и замечательный товарищ. С таким умным и развитым спутником было очень приятно путешествовать.

В 1901 году мы приехали в Армению, в пашу разоренную страну, на протяжении многих столетий страдавшую под чужеземным игом.

Миролюбивый творческий народ с тысячелетней культурой, никогда никого не угнетавший и не грабивший, но сам почти непрерывно угнетавшийся и подвергавшийся грабежам, в самых тяжелых условиях находил силы для возрождения и нового созидания. Армянский народ вновь и вновь выходил на передовую линию истории, оп дал блистательное созвездие философов, историков, поэтов, ученых, зодчих; добивался восстановления своей чести и независимости мужественной борьбой, силой своего гения. Поразительна идущая из глубин веков армянская архитектура, остатки которой чудом сохранились в глубоких ущельях, на склонах неприступных гор и в плодородных долинах. Многое было варварски уничтожено и исчезло навсегда, а большая часть оставшихся памятников постепенно разрушалась, оказавшись без какого-либо присмотра. Никто ими тогда не интересовался. Что мог сделать несчастный, угнетенный, нищий народ? Только в конце XIX и в начале XX века эти памятники стали привлекать внимание ученых.


<<< «Большая деревня»

Результаты раскопок >>>

<<<Оглавление>>>